Раннее развитие – необходимо?

Современные родители стремятся развивать ребенка буквально с пеленок. И это не метафора. Черно-белые картинки, развивающие коврики, карточки Домана, игры для занятий по системе Монтессори стали привычными атрибутами первого года жизни малыша. Насколько важно раннее развитие и есть ли ему альтернатива? Об этом с кандидатом психологических наук, детским и семейным психологом, многодетной мамой Ларисой Сурковой побеседовала эксперт «Школы мам Nutrilak» Ольга Боковская. 

– Добрый день, Лариса! В какой-то момент каждый родитель подходит к своеобразной развилке, где ему нужно решить, заниматься ли целенаправленно ранним развитием ребенка. Например, в свое время была очень популярна книга «После трех уже поздно». Но, как показала жизнь, к какому-то моменту дети, с которыми занимались до трех лет, и все остальные – сравнивались по своему развитию. Каково ваше отношение как специалиста к теме раннего развития? 

– Когда-то на родителей, особенно на родителей постсоветского пространства, хлынул поток информации. Это случилось достаточно поздно, поэтому обрушилось сразу и всё. Если мы возьмём сроки первых изданий всех книг, включая «После трёх уже поздно», или любых других: Монтессори, Домана и так далее – много чего по этой теме существует, – то их же издавали очень давно. Просто к нам они пришли поздно, и родители схватились за голову, что надо что-то делать, куда-то бежать, что-то творить. 

На самом деле, раннее развитие или не раннее развитие – развитие вообще должно быть как процесс. И оно, безусловно, всегда происходило. Какой бы мы ни взяли период родительства: 10-20-40 лет назад, в любое мирное время, когда у родителей вообще была возможность посмотреть в сторону своих детей, развитие всегда совершалось просто в силу обстоятельств. Кто-то развивал ребенка, беря его на сенокос или в поле и по дороге рассказывая: «Это рожь, пшеница, кукуруза…» Разве это не развитие? Тогда это было актуально в таком виде. 

Если мы возьмем родителей, которые сейчас не водят ребенка на какие-то кружки и секции с рождения, но при этом посвящают ему время, то они таким же образом идут на прогулки: «Это подорожник, это осина, это берёза. Это снег. Он холодный. Это трава. Она зелёная». То есть любое общение с ребёнком – это всё равно развитие. 

– А если мама всё же ведет ребенка на дополнительные занятия, кружки, это будет ему в плюс? 

– Конечно, сейчас сложно найти родителя, который не использует в этом отношении какие-то вспомогательные средства. И это неплохо. 

Неплохо, прежде всего, с позиции мам, которые находятся в декрете. Когда меня спрашивают: «Стоит ли нам пойти на какие-нибудь занятия по раннему развитию?», – я говорю: «Да, идите, если вам это в удовольствие». Потому что, когда мама приходит туда с малышом, у неё есть возможность пообщаться с другими мамами, красиво одеться, накраситься. То есть для неё это такая возможность выхода в свет во время нахождения в декрете. 

Ребёнку хорошо уже просто потому, что маме хорошо, мама улыбается. А он заодно там песенки послушал, игрушки новые потрогал. Все эти центры, они, как правило, прекрасно оснащены. Зачем дома превращать всё пространство в сплошной игровой центр, если можно на одной неделе в одно место сходить, на другой неделе – в другое? Сейчас много для этого возможностей, и если маме это в радость и в удовольствие, безусловно, надо сходить. 

Если маме в радость и удовольствие три часа гулять с ребенком самой, разговаривать, общаться, рассказывать ему сказки, стишки, шутки-прибаутки – здорово, пусть она это делает. 

Раннее развитие – необходимо?

– Какой же способ всё-таки лучше для развития ребенка: самостоятельные занятия или специальные кружки, студии? 

– Самое лучшее развитие для младенца, для маленького ребенка до трех лет – это, безусловно, живая речь, живое общение с ребенком. То, на чём настаиваю я, настаивают мои коллеги-психологи – говорите со своим ребёнком! Ртом. Живой речью. Пусть это делают мама, папа, бабушки, дедушки, няни, детский сад. Это на самом деле не так важно. Важно, чтобы речи было много, чтобы она была эмоционально развернутой. Не «да, нет, не знаю» , а действительно развернутые предложения. И чтобы вы не пытались себя заменить мультиками или, не да бог, планшетами – в этом возрасте совсем не хотелось бы, чтобы это было. Всё-таки должна быть живая речь. 

– Но что делать, если мама не в ресурсе, если она так вымотана недосыпом, постоянными заботами о ребенке, бытовыми делами, что на качественное живое общение её уже не хватает? 

– Если родитель не справляется с этой функцией, если мама устала, выгорела, если у мамы нет силы и она вообще мечтает выйти на работу, пусть ребёнок будет с няней или в детском саду. 

Многие этого боятся через чувство вины: «Как же так, значит, я плохая мать?» Но в этом нет никакой катастрофы. Главное, чтобы вы были во всём этом счастливы. Вы будете счастливы на работе. Ребёнок будет счастлив с няней. Няня будет с ним разговаривать, и будет идти развитие. 

– Давайте вернемся к постулату книги, о которой мы упоминали в начале беседы, о том, что после трех уже поздно заниматься развитием ребенка. Насколько он соответствует действительности? 

– Миф о том, что после трёх поздно, уже давно развеяли. Это даже это не миф, это, на самом деле, просто некорректный перевод и некорректно вырезанные части книги, которые были смонтированы тоже под определённые цели. Под те же кружки и клубы раннего развития, которые тогда были. Сейчас их уже практически не осталось. Но для того чтобы пользователь туда ходил, нужно было ему выдать правильный контент. 

Конечно, это не так. И сейчас, что очень радует, уже другие тенденции, слушают других авторов. Ту же Татьяну Черниговскую, например, нашего потрясающего физиолога, которая объясняет, как работает мозг. Она постоянно говорит о том, что мозг вообще никогда не поздно развивать, нужно вкладывать в него информацию и не останавливаться в развитии. 

Поэтому, конечно, развивайте. Важно развиваться и самим, и ребенка тоже развивать посредством саморазвития. Если вы слушаете музыку, и вам это доставляет радость, вы готовы объяснять свой выбор – для ребенка это развитие. Если вы поехали в путешествие, взяли с собой ребенка и рассказывайте ему о том, что вы видите вокруг, какие вы проезжаете города или страны, ходите в какие-то музеи, что-то интересное там узнаете – для него это всё развитие. Если вы вслух читаете младенцу свою любимую книгу, то, неважно какая это книга, для него это тоже развитие. Тут очень важно не превращать это всё в акт насилия над собой. 

– Хорошо, но в этом случае как найти баланс между своими интересами и интересами ребенка? 

– Действительно, нас могут послушать и сказать: «О, прекрасно, запру ребенка в соседней комнате и включу ему мультики. Мне же хорошо? Нет, давайте не будем утрировать. Важно не навредить ребёнку. Вообще принцип «не навреди», он очень корректен для родительства. Об этом родителям очень важно помнить. 

Раннее развитие – необходимо?

– На что всё-таки следует сделать упор в развитии ребенка? 

– Меня иногда спрашивают: «А можно учить с ребенком шесть языков?» Я говорю: «Учите хоть десять, только спросите себя, зачем». Вот это всегда интересно. Когда люди фанатично занимаются ранним развитием (к сожалению, такие до сих пор есть), и их спрашиваешь, зачем? Они теряются. Начинаешь уточнять, какая у них задача: закончить школу в 10 лет? Нет, им это не надо. Чтобы ему скучно было в школе, вы собираетесь его сами обучать? Нет, сами обучать тоже не хотят. А в чем тогда смысл? Поэтому прежде чем начать что-то яро делать, ответьте, зачем это нужно вам и ребенку. 

Самое лучшее, что можно делать яро, это, конечно, заниматься физическим развитием, давать ребенку много движения, много воздуха. Развивать не только мелкую моторику, но и крупную, и среднюю моторику. Учить ребёнка прыгать, не ограничивать его в беге, в лазалках всевозможных. Ну а там уже живая речь – и будет сделано всё, что необходимо. 

В современном мире, мне кажется, у бедного ребёнка нет шансов интеллектуально не развиться. Куда ему деваться-то? Он всё видит, всё воспринимает, всё слушает, вокруг него куча информации: нужной и ненужной. 

Гораздо сложнее с эмоциональным интеллектом, потому что про чувства сейчас – это как-то не модно. Родители в этом отношении часто переигрывают. Будьте, пожалуйста, искренни со своими детьми. Говорите им о своих чувствах. Устали? Скажите, что устали. Радостно вам – порадуйтесь. Хочется бегать, прыгать и плясать – делайте это. Покажите ребенку разные чувства, потому что интеллектуально не развиться он практически не сможет в современном мире, а вот эмоционально может вырасти сухарём, совершенно несчастным человеком. 

Очень хочется сказать нашим мамам такую простую и понятную вещь. Будьте счастливы. От вашего счастья очень многое зависит. Ваша семья держится на вас. Женщина – это всегда опора, это фундамент, обеспечивающий безопасность своих детей, безопасность, прежде всего, эмоциональную. Будьте счастливы для того, чтобы у вас был всегда ресурс, чтобы давать его своим детям, своим близким.

 


Источник