Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Многие концепции российской педагогики остаются неизвестными на Западе. Но среди отечественных ученых-педагогов есть и те, чьи идеи получили признание повсеместно. Их методики активно обсуждают, применяют в школах и даже строят на них обучение новых поколений преподавателей. Педсовет предлагает вспомнить их имена.
Макаренко и его педагогические принципы
Антона Семеновича Макаренко можно назвать самым популярным отечественным педагогом на Западе. Он один из немногих советских педагогов, упомянутых в старейшей англоязычной универсальной энциклопедии «Британника» — здесь его именуют «самым влиятельным теоретиком образования» в СССР.
В связи с его 100-летним юбилеем ЮНЕСКО специальным решением провозгласила 1998 год «годом Макаренко» и перечислила его в четверке «великих педагогов 20-го века», наряду с Джоном Дьюи, Марией Монтессори и Георгом Кершенштейнером. С Дьюи западные исследователи находят у Макаренко много общего: в частности, холистический подход к личности как к чему-то цельному.
«Британника» особенно выделяет следующие идеи Антона Макаренко:
- Труд есть основа интеллектуального и нравственного развития. То есть дети должны получать задания, требующие умственных и физических усилий.
- Нужно предоставлять детям ответственность. Например, назначать их на некие должности в коллективе, чтобы они учились выстраивать границы личных прав и свобод.
- Максимальные требования всегда должны идти в сочетании с максимальным уважением к воспитаннику.
В Европе основы педагогики Макаренко используют частные школы и образовательные центры, где практикуют совместный труд, — популярный тренд в скандинавском образовании.
Американские исследователи изучают возможности применения принципов Макаренко в школах США, а также в процессе обучения бизнесу и менеджменту. Ведь в его «Педагогической поэме» описаны ключевые этапы построения команды: от поиска финансирования до вовлечения в общее дело.
Выготский и социальный конструктивизм
Лев Семенович Выготский не был практикующим педагогом, но его работы по психологии обучения оказали большое влияние на преподавание, в том числе в Европе и США. С 1970-х годов труды Выготского активно переводили на английский язык.
Имя Выготского связывают с понятием «социальный конструктивизм» — одной из четырех основных теорий обучения на Западе, согласно которой обучающиеся сами строят свой образовательный опыт, а не пассивно принимают информацию. Проблемно-ориентированное, эвристическое, проектное обучение — все это методы использования конструктивистского подхода. Считается, что научная деятельность Выготского повлияла на другого основоположника конструктивизма в обучении — швейцарского психолога Жана Пиаже. По крайней мере, социокультурную теорию Выготского и теорию когнитивного развития Пиаже англоязычные ученые часто приводят в сравнении и анализируют параллельно.
В западных школах идеи советского психолога реализуются, например, с помощью метода «скаффолдинга» — теории «строительных лесов или подпорок». Ученик решает какую-то сложную задачу при поддержке учителя, так как в одиночку ему с ней не справиться. Как только он в достаточной мере овладевает навыком, «подпорки» убирают.
Задачи, которые решаются с помощью учителя, Выготский относил к так называемой зоне ближайшего развития. В базе англоязычных научных публикаций Researchgate порядка 100 научных работ на эту тему.
Опорные точки теории Льва Выготского:
- значимость культурного фактора в обучении;
- язык как источник культуры и средство развития личности в коллективе.
Они снискали популярность на Западе. Конструктивистский подход используется даже в обучении взрослых.
Сухомлинский и холистический подход
Наследие Василия Александровича Сухомлинского в западной педагогике рассматривают как одно из направлений холистического или целостного образования. Оно подразумевает, что воспитание и обучение происходит всесторонне, воздействует одновременно на различные аспекты личности ребенка.
Сухомлинский создал «Школу радости» — принцип дошкольного обучения, в котором занятия проходят на открытом воздухе и удовлетворяют не только интеллектуальные и духовные, но и физические, эмоциональные потребности детей.
В западных школах элементы холистического подхода включают в программы, где важен практический опыт. Например, учащиеся работают в небольших группах, сами изучают различные стили обучения и выясняют, какой из них наиболее эффективен.
Так строится и обучение на основе самоуправления — когда преподаватели позволяют студентам учиться в собственном темпе и стиле, который им больше всего нравится. При холистическом подходе в классах легче «ужиться» ученикам разного возраста и уровня способностей.
Отдельные западные энтузиасты изучают идеи Василия Сухомлинского по сей день и переводят его труды на английский.
Гессен и теория свободного воспитания
Сергей Иосифович Гессен — философ и общественный деятель первой волны русской эмиграции. Юрист по образованию, профессор Русского педагогического института в Праге. В 1949 году он вместе с другими выдающимися мыслителями своего времени разрабатывал теоретические основы «Всеобщей декларации прав человека» по приглашению ЮНЕСКО.
В советской России педагогические идеи Гессена были запрещены и не упоминались в учебниках. Но в Европе интерес к его работам существовал всегда, а в 1950-е годы, после смерти ученого, резко вырос. В Вадо-Лигуре в Италии в 1970-е создали педагогическую библиотеку имени Гессена при учительской семинарии.
Его труд «Основы педагогики», изданный в эмиграции, пропагандирует идеи европейской образовательной традиции, в которой главными ценностями воспитания и образования детей являются свобода и достоинство. Гессен утверждает, что ребенок не рождается свободным, а становится таким через правильно организованное взрослыми обучение. Школа и последующее институты образования призваны, в первую очередь, развивать творческие способности и активную жизненную позицию.
Российские ученые, исследующие наследие Сергея Гессена сегодня, называют его выдающимся русским педагогом, который напрямую повлиял на становление открытого и университетского образования в Европе. Его книга «Педагогика и мир экономики», изданная в Риме в 1954 году, легла в основу итальянских школьных программ профессионального обучения, а теория «критической дидактики» сформировала польскую теорию проблемного обучения.