Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Независимый консультант по образованию, кандидат педагогических наук Марина Моисеева о том, почему воспитание — не только задача школы.
Нынешнее поколение залюбленных (или забытых?) родителями школьников не имеет элементарного представления об этике и вообще правилах поведения, еще недавно принятых в обществе. Не верите? Вот только несколько ситуаций, которые вы можете попробовать разобрать со своим ребенком. Возможно, вы удивитесь когда услышите ответ. Итак, обычный день в школе.
Ситуация 1
На диване в школьном коридоре, развалясь, полулежат три старшеклассника. Мальчики. К ним подходит классный руководитель, женщина, и обращается к одному из них, задав ему вопрос. Подросток продолжает лежать на диване и лениво отвечает учителю, показывая всем своим видом, что она ему мешает.
А как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
Ситуация 2
Учитель, работающий в школе, подходит к входной двери, но в этот момент из нее вываливается группа учащихся, которые выходят после уроков. Никто даже не пытается пропустить учителя, остановиться и дать ему войти в школу.
А знают ли дети, какие правила регулируют вход-выход в здание в отношении детей и взрослых?
Ситуация 3
Рабочий по зданию (завхоз) 60 лет, проработавший в этой школе около 20 лет, делает замечание детям, которые на его глазах ломают только что собранную и установленную на первом этаже мебель. В ответ они обращаются к нему на ты и произносят что-то типа «А ты здесь кто такой, чтобы делать нам замечания?».
Как вы думаете, это проблема общего отсутствия воспитания или уже заложенной в детях социальной стратификации?
Ситуация 4
И еще одна история, но уже про молодых родителей, которые отводят детей каждое утро в садик. Ситуация (как и все предыдущие) не придуманная, а очень даже реальная, которая случилась в моей бывшей школе.
Утро, хмурая осенняя погода, на улице прохладно. У калитки детского садика разговаривают сотрудники, которых в лицо точно знают все родители. Из здания выходит молодая женщина (сильно моложе сотрудников, которые стоят напротив) и оставляет входную дверь нараспашку. Сотрудники вежливо просят ее прикрыть дверь, на что она нецензурно ругается и показывает средний палец.
Представили себе эту ситуацию? Вот так и работают теперь школа и садики. Умылись, утерлись, смирились и пошли дальше работу работать.
Я уже два года не работаю в школе, но до сих пор обидно, когда слышу такие рассказы от моих коллег — сильно взрослых, прошедших большую жизнь и много лет проработавших в школе. Имеющих детей и внуков. И имеющих гордость и самоуважение.
Неуважение может убивать в прямом смысле этого слова. И детей все-таки нужно постоянно учить элементарным правилам этики. Кто это сделает за родителей?
Пока делаю вывод только один. Есть много родителей, которые сознательно уходят от вопросов воспитания, боясь испортить отношения с детьми. «А пусть им МарьИванна в школе это все объяснит. Я и так устаю. А им в школе за это деньги платят».
А объяснять надо. Настойчиво и терпеливо. Что со старшими нельзя разговаривать, развалившись на диване. Что считается вежливым остановиться и пропустить вперед взрослого человека. Что недопустимо унижать и обращаться на «ты» к человеку втрое старше себя, кем бы они ни был. И что недопустимо показывать ф@к сотрудникам того садика, куда ходит ребенок. Ой, ну это уже не про детей. Или все-таки про них тоже?
Где об этом говорить с родителями? На родительских клубах в школе? Но ведь на клубы ходят сознательные и ищущие ответы на свои вопросы родители, а те, кто перекладывает все на МарьИванну, не видят проблемы с поведением собственного ребенка. Что думаете?