Мы в течение дня совершаем десятки привычных действий: завязываем шнурки, застегиваем кнопки, поворачиваем ключ в замке, вдеваем нитку в иголку. Маленькие дети большинство этих задач выполнить не смогут. Мозг ребенка, который продолжает созревать и развиваться, еще не способен послать для этого правильный сигнал мышцам, да и сами мышцы и кости малышей пока не готовы к таким тонким движениям. Чем старше будет становится ребенок, тем увереннее будут его действия. Освоить эти навыки быстрее и успешнее малыш сможет, если целенаправленно работать над развитием его мелкой моторики.
Что такое мелкая моторика
Если не углубляться в медицинскую терминологию, то мелкую моторику можно описать как последовательные точные движения кистями, пальцами рук и ног для выполнения различных действий с предметами.
Чтобы выполнить такие действия, нужна скоординированная работа нервной, мышечной и костной систем. Представьте, сначала мозгу нужно обработать картинку, которую увидел ребенок. Исходя из полученной от глаз информации, он ставит задачу для мышц, управляющих движениями кисти и пальчиков. А те в свою очередь должны точно выполнить принятую от мозга команду. Сложно? Еще бы! Только понять прочитанное требует сосредоточения. У взрослого же, порой не хватает терпения наблюдать, как неуклюже малыш пытается взять игрушку или зачерпывает ложкой кашу и промахивается мимо рта. Но это естественный этап взросления. Через него проходит каждый ребенок.
Встречали выражение «ловкость рук»? Оно как раз относится к области мелкой моторики. И эту ловкость необходимо тренировать.
На что влияет развитие мелкой моторики у детей
Очевидно, что развитие мелкой моторики рук позволяет ребенку совершать всё больше разнообразных действий с предметами, а значит он приобретает новые навыки: учится самостоятельно кушать, одеваться, листать книги, рисовать, играть с различными игрушками.
Но есть и не такое явное, но от этого не менее важное значение развития мелкой моторики. От него зависит:
-
Формирование и развитие речи. За счет того, что участки мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом, выполнение ребенком различных мелких действий руками положительно сказывается на его речи. Недаром в арсенале логопедов так много заданий и игр, направленных на развитие мелкой моторики, а не только на артикуляцию и произношение.
-
Развитие мышления, памяти, воображения. Действия с предметами позволяют ребенку предполагать или планировать их результат, запоминать последствия, то есть влияют на развитие высшей нервной деятельности.
-
Воспитание самостоятельности и уверенности в себе. Когда малыш сможет без помощи взрослого застегнуть пуговицы, молнию, липучки на обуви, успешно сделать поделку в детском саду и т.д., он “подрастет” и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Если же, напротив, ребенок будет хуже справляться с бытовыми и творческими задачами, будет менее ловок, чем его товарищи по группе или на детской площадке, его могут не принимать в игры и даже дразнить. Это плохо скажется на самооценке маленького человека и может не лучшим образом отразиться на формировании его личности.
Таким образом развитие мелкой моторики может в конечном счете влиять даже на формирование социальных связей у детей дошкольного возраста, на авторитет ребенка в детском коллективе. Именно поэтому так важно работать над совершенствованием мелкой моторики, а делать это, принимая во внимание особенности детского восприятия, лучше всего в игровой форме.
Игры на развитие мелкой моторики
Любые занятия, во время которых ребенку нужно совершать точные движения, задействуя кисти и пальцы, помогают развивать мелкую моторику. Вот несколько примеров такой игровой деятельности:
-
перекладывание мелких предметов, например, сортировка по цветам, формам, размеру;
-
закрывание/открывание крышек, закручивание пробок;
-
лепка из пластилина;
-
игры с песком;
-
игры с крупой, например, нахождение на ощупь спрятанных в ней мелких предметов, пересыпание, перекладывание горошин пинцетом или руками в емкость с узким горлышком и т.д.
-
игры с водой;
-
рисование;
-
игры с бумагой;
-
пальчиковые игры;
-
конструирование из кубиков или игрушечных строительных блоков;
-
складывание пазлов;
-
шнурование.
Игрушки для развития мелкой моторики
Средства развития мелкой моторики повсюду: это не только специальные – “развивающие” – игрушки, которыми сегодня завалены реальные и виртуальные магазины, но и бытовые предметы.
Вы можете приобрести специальные сортеры, бизиборды, рамки-вкладыши, шнуровки для развития мелкой моторики, а можете приспособить для игры всё, что есть под рукой: пластиковые контейнеры, бумажные стаканчики, разноцветные пробки от детских пюрешек, салфетки, бусы – всё, что подскажет фантазия.
Важно только не оставлять ребенка без присмотра во время игры с мелкими предметами. Нужно убедиться, что игрушки или предметы, которые ими служат, безопасны, не имеют неровных острых поверхностей, а также следить, чтобы малыш ничего не тянул в рот.
С какого возраста можно заниматься развитием мелкой моторики
Развивать мелкую моторику можно практически с самого рождения. Поглаживайте, легонько массируйте ладошки и пальчики малыша. Давайте ему трогать предметы с разной поверхностью и фактурой. Конечно, это еще не будут развивающие занятия в классическом понимании, но в таком раннем возрасте они и не нужны. Их элементы можно включать в игру примерно с 8-9 месяцев. Чем старше будет ребенок, тем разнообразнее и сложнее будут становиться упражнения.
Однако следует помнить, что наряду с мелкой моторикой, важно развивать и крупную, то есть давать малышу возможность много двигаться, бегать, прыгать. Не переусердствуйте с развивающими занятиями, не заставляйте малыша выполнять задание, если он не в настроении или не заинтересовался очередной «развивашкой». Пользу принесут лишь те занятия, в которые малыш будет полностью включаться сам и выполнять их с удовольствием.
Выводы
-
Мелкая моторика – это последовательное точная работа кистей, пальцев рук и ног для выполнения каких-либо действий.
-
Мелкая моторика влияет на речь, мышление, память, воображение, формирование самостоятельности, уверенности в себе.
-
Мелкую моторику развивают пальчиковые игры, сортировка мелких предметов, шнурование, складывания пазлов, игры с песком и водой и т.д.
-
Игрушки для развития мелкой моторики – это сортеры, бизиборды, рамки-вкладыши, шнуровки, счетные палочки и многое другое. Их можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно.
-
Развитием мелкой моторики можно заниматься с рождения, но активно включится в занятия малыш ближе к году.