Что такое вредные привычки и почему они возникают у детей?

Накручивание волос на палец, заедание стресса шоколадкой, курение, чрезмерное употребление ругательных слов и еще масса других примеров – все это привычки взрослых, на которые уже почти никто не обращает внимание. Другое дело, если четырехлетний малыш сосет соску или палец: здесь общественность не может устоять перед возможностью сделать замечание и ребенку, и родителям. Хотя, если разобраться, что у детей, что у взрослых суть вредных привычек одна.

К вредным привычкам можно отнести действия и поступки, которые выполняются часто и в большинстве случаев неосознанно. 
Чаще всего они носят либо психологический характер, либо изначально преследуют цель подражать кому-то (взрослым или сверстникам).
ребенок грызет ногти 1.jpg

К вредным привычкам в детском возрасте можно отнести:

  • грызть ногти;
  • сосать палец или соску после 3х лет;
  • ковыряться в носу или пупке;
  • перебирать в руках волосы или край одежды;
  • кусать губу;
  • чавкать;
  • ябедничать;
  • использовать слова-паразиты («короче», «ну, «вот») или нецензурную лексику и др.

Чаще всего к возникновению вредных привычек приводит стресс, который может быть связан с:

  • отсутствием доверительных отношений между ребенком и родителями;
  • неблагоприятный микроклимат в семье, конфликты между взрослыми;
  • недостаток внимания;
  • острый стресс (смерть близкого человека или питомца, развод родителей, несчастный случай, в котором пострадал сам ребенок, или же все произошло на его глазах, др.);
  • эмоциональные переживания, связанные с взаимоотношениями в детском коллективе (конфликты с ровесниками, буллинг) или с учителями.

Зачем дети это делают?

вредные привычски.jpg

Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской. 

Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?

Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл. 
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности. Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.

вредные привычки 2.jpg

Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!

  1. Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
  2. Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
  3. Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала — нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
  4. Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
  5. Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
  6. Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
  7. Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
  8. Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.


Источник