Что такое вредные привычки и почему они возникают у детей?
Накручивание волос на палец, заедание стресса шоколадкой, курение, чрезмерное употребление ругательных слов и еще масса других примеров – все это привычки взрослых, на которые уже почти никто не обращает внимание. Другое дело, если четырехлетний малыш сосет соску или палец: здесь общественность не может устоять перед возможностью сделать замечание и ребенку, и родителям. Хотя, если разобраться, что у детей, что у взрослых суть вредных привычек одна.
К вредным привычкам можно отнести действия и поступки, которые выполняются часто и в большинстве случаев неосознанно.
Чаще всего они носят либо психологический характер, либо изначально преследуют цель подражать кому-то (взрослым или сверстникам).
К вредным привычкам в детском возрасте можно отнести:
- грызть ногти;
- сосать палец или соску после 3х лет;
- ковыряться в носу или пупке;
- перебирать в руках волосы или край одежды;
- кусать губу;
- чавкать;
- ябедничать;
- использовать слова-паразиты («короче», «ну, «вот») или нецензурную лексику и др.
Чаще всего к возникновению вредных привычек приводит стресс, который может быть связан с:
- отсутствием доверительных отношений между ребенком и родителями;
- неблагоприятный микроклимат в семье, конфликты между взрослыми;
- недостаток внимания;
- острый стресс (смерть близкого человека или питомца, развод родителей, несчастный случай, в котором пострадал сам ребенок, или же все произошло на его глазах, др.);
- эмоциональные переживания, связанные с взаимоотношениями в детском коллективе (конфликты с ровесниками, буллинг) или с учителями.
Зачем дети это делают?
Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.
Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?
Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности. Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.
Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!
- Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
- Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
- Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала — нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
- Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
- Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
- Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
- Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
- Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.