Что такое ползание на четвереньках?
Это один из этапов моторного развития малыша, элемент его двигательного опыта, сенсомоторный алгоритм, который он применяет (или не делает этого) с целью познания мира.
ВОЗ определяет «ползание на руках и коленях» как одну из шести моторных вех.
Моторные вехи
- Сидение без опоры
- Ползание на руках и коленях
- Стояние с чужой помощью
- Хождение с чужой помощью
- Самостоятельное стояние
- Самостоятельное хождение
ВОЗ считает эти вехи универсальными и основополагающими для овладения самостоятельным вертикальным передвижением.
Во сколько дети начинают ползать?
Все ли дети ползают на четвереньках?
Рис. 1. Окна двигательных вех по данным ВОЗ
Нет. По данным ВОЗ 4,3% детей не демонстрируют этого навыка.
Что влияет на этот навык:
- Питание;
- Перенесенные инфекции;
- Индивидуальные особенности ребенка.
Что не влияет:
- Размеры тела;
- Пол ребенка.
Критерии регистрации достижения
- Попытался, но не смог выполнить
- Смог выполнить
- Отказался выполнить
Этапы ползания
- Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
- Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
- Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
- Садится из положения на четвереньках
- Встает на четвереньки из любого положения
- Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
- Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
- Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
- Может на четвереньках двигаться назад
Как видно из описанного выше, навык ползания не приобретается за один день. Он начинает формироваться с момента первой попытки ребенка приподняться над опорой и дотянуться до того, что ему интересно.
Если ребенок не ползает, то задача родителей – поддержать интерес к этому навыку.
Будет большим упущением со стороны взрослых игнорирование навыка ползания ребенка и ограничение его двигательной активности.
По мнению нейрофизиолога Глена Домана приобретение возможности ползать в раннем возрасте привело к развитию письменности и цивилизации. Ученый писал: «Покажите нам культуру, где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».
Польза ползания
- укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
- развитие зрительного аппарата
- формирование зрительно-двигательной координации
- развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
- закладка навыков пространственной ориентации
Как научить ребенка ползать?
- Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
- Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
- Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
- Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.