Что такое ползание на четвереньках?

Это один из этапов моторного развития малыша, элемент его двигательного опыта, сенсомоторный алгоритм, который он применяет (или не делает этого) с целью познания мира. 
ВОЗ определяет «ползание на руках и коленях» как одну из шести моторных вех.

ребенок ползает 2.jpg
Моторные вехи

  1. Сидение без опоры
  2. Ползание на руках и коленях
  3. Стояние с чужой помощью
  4. Хождение с чужой помощью
  5. Самостоятельное стояние
  6. Самостоятельное хождение

ВОЗ считает эти вехи универсальными и основополагающими для овладения самостоятельным вертикальным передвижением.

Во сколько дети начинают ползать?

Все ли дети ползают на четвереньках?

Навыки ребенка по данным ВОЗ.jpg

Рис. 1. Окна двигательных вех по данным ВОЗ

Нет. По данным ВОЗ 4,3% детей не демонстрируют этого навыка.

Что влияет на этот навык:

  • Питание;
  • Перенесенные инфекции;
  • Индивидуальные особенности ребенка.

Что не влияет:

  • Размеры тела;
  • Пол ребенка.

Критерии регистрации достижения

ребенок не ползает.jpg

  • Попытался, но не смог выполнить
  • Смог выполнить
  • Отказался выполнить

Этапы ползания

  1. Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
  2. Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
  3. Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
  4. Садится из положения на четвереньках
  5. Встает на четвереньки из любого положения
  6. Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
  7. Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
  8. Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
  9. Может на четвереньках двигаться назад

Как видно из описанного выше, навык ползания не приобретается за один день. Он начинает формироваться с момента первой попытки ребенка приподняться над опорой и дотянуться до того, что ему интересно.

Если ребенок не ползает, то задача родителей – поддержать интерес к этому навыку.

ребенок ползает.jpg

Будет большим упущением со стороны взрослых игнорирование навыка ползания ребенка и ограничение его двигательной активности.
По мнению нейрофизиолога Глена Домана приобретение возможности ползать в раннем возрасте привело к развитию письменности и цивилизации. Ученый писал: «Покажите нам культуру, где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

Польза ползания

  • укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
  • развитие зрительного аппарата
  • формирование зрительно-двигательной координации
  • развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
  • закладка навыков пространственной ориентации

Как научить ребенка ползать?

  1. Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
  2. Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
  3. Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
  4. Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.


Источник