Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.
Школофобия – миф или реальность?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.
Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.
Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году. Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники.
Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.
По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:
- Диарея.
- Тахикардия.
- Головные боли.
- Боли в животе.
- Тошнота или рвота.
- Потеря сознания и др.
Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.
Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы
Prostock-studio/Shutterstock.com
«Да он просто прогулять хочет, симулянт!» – часто можно услышать о таких детях. Действительно, дети нередко ищут способ улизнуть от своих школьных обязанностей и заняться более весёлыми и интересными делами. Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого ребёнка. Но когда речь идёт о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:
Регулярность симптомов
Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.
Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.
Негативное отношение к школе
Prostock-studio/Shutterstock.com
Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.
Кошмары
Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.
Вот как в романе «Фобия» Фанни Вандермерша описывается страх перед школой:
«Я слышу взрывы смеха. Капли пота выступили на спине и на висках. Моё тело напрягается, а сердце колотится. Передо мной уже не входные ворота, а большой серый рот с заострёнными зубами, готовый схватить меня, как только я подойду вперёд и закроюсь позади меня. В моей голове гудит шум. Быстрый. Нерегулярный. Я открываю рот, ищу воздуха. Я с трудом могу дышать полной грудью. Моё зрение затуманено. Он возвращается, я это чувствую. Я собираюсь снова растянуться на полу. Стыд. Все они будут смотреть на меня и смеяться. Я делаю глубокий вдох, но воздуха больше нет. Я задыхаюсь…»
Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.
Причины боязни школы
Prostock-studio/Shutterstock.com
За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:
Проблемы в семье, страх разлуки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.
Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.
Проблемы с обучением, страх быть неуспешным
Prostock-studio/Shutterstock.com
Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.
К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.
Получая всё больше и больше негативных реакций со стороны родителей и учителей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе и начинает бояться последствий своей «неуспеваемости».
«Опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?
Буллинг
Prostock-studio/Shutterstock.com
Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.
Конфликт с учителем
Prostock-studio/Shutterstock.com
Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.
Перфекционизм
Prostock-studio/Shutterstock.com
Часть детей, склонных к перфекционизму, переоценивают свои силы. И когда у них не получается соответствовать своим собственным ожиданиям, у них случается срыв и появляется нежелание ходить в школу. Поэтому не стоит требовать от детей «идеального выполнения» чего бы то ни было.
Читайте также «Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?
Физические или психологические особенности
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.
Выясните причины, по которым ваш ребёнок отказывается ходить в школу: у него конфликты со сверстниками или учителями? Его обижают? Его беспокоит здоровье или другие проблемы? Узнайте, где бывает школьник в течение дня, вовремя ли приходит и уходит с учёбы, и что происходит в классе с помощью приложения «Где мои дети».
Что делать родителям?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Итак, ребёнок утром жалуется на боль и просит родителей оставить его дома. Что делать родителям?
- Внимательно отнеситесь к словам ребёнка. Желание пропустить школу редко возникает просто так. Даже если это не фобия в клиническом проявлении, за отказом прячется какая-то причина, и лучше её выяснить и попытаться устранить мирным путем (об этом мы недавно подробно писали статью).
- Если ребёнок жалуется на боль – постарайтесь понять степень её выраженности, при необходимости вызывайте врача.
- Если вы заметили закономерность в нежелании ребёнка идти в школу, если любое упоминание школы вызывает у ребёнка тяжёлую реакцию – обратитесь к психологу.
Исследования показывают, что на успех лечения школофобии напрямую влияет длительность течения болезни. Чем дольше ребёнок пропускает школу и находится в страхе, тем сильнее будет проявляться фобия. В некоторых случаях боязнь перед школой может остаться навсегда.
Важно относиться к ребёнку с пониманием, не унижать его, называя «лентяем» и «нытиком». Поддержите своего школьника, если нужно – проводите в школу, сообщите администрации о наличии проблемы, попросите помощи. Поговорите с учителями, чтобы с их стороны не было давления на ребёнка, поскольку это усилит фобию.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Не ограничивайтесь только соматическим лечением, закормив ребёнка таблетками от кашля – так вы не решите проблему с психическим здоровьем.
Если вы пошли на психотерапию с ребёнком – доведите дело до конца. На ранних этапах коррекции родители видят улучшение и часто прекращают лечение. Причин тому много: цена услуг, необходимость тратить время, видимый успех. Однако, для достижения устойчивого результата, необходимо продолжать терапию. Иначе первые победы быстро пройдут, а дальше состояние вернётся обратно, а может станет ещё хуже.
Если родители понимают, что никакой серьёзной проблемы за прогулами не стоит, стоит обратить внимание на «вторичные выгоды» от прогулов. Возможно, дома интереснее, чем в школе, дома безопаснее, нет необходимости «краснеть» у доски, у него нет друзей и т.п. Поговорите с ребёнком, помогите решить те проблемы, которые у него есть. Иногда достаточно снизить планку ожиданий и разрешить учиться на «тройки», чтобы вернуть ребёнка в класс.
Если ничего не помогает и ребёнок категорически не хочет и боится идти в школу, подумайте о семейном обучении, параллельно с психотерапией. Тогда появится шанс через какое-то время вернуться в школу с наименьшими психическими и физиологическими проблемами.
Советы психолога
Prostock-studio/Shutterstock.com
Самый лучший способ избавиться от школофобии – профилактика её возникновения. Поскольку самая главная причина фобии – это чрезмерная связь с родителем, постарайтесь постепенно ослаблять её, поддерживайте самостоятельность и активность ребёнка, верьте в его силы, говорите ему об этом.
Вместе с тем не стоит делать школу самым важным местом в жизни. Это всего лишь один этап длинного пути, по которому предстоит пройти вашему ребёнку. Учёба – это приключение, новые знания и открытия. Да, кое-где придётся потрудиться, но вкус побед придаёт уверенности, а небольшие поражения не смертельны.
Помогите ребёнку выстроить хорошие отношения с одноклассниками, найти друзей. Часто дети не хотят идти в школу, потому что их там никто не ждёт. А в хорошей компании учёба дается легче.
Помните, фобия – это не просто «блажь», которую придумал себе ребёнок. Фобия – это реальное страдание, которое мешает ему жить.
В основе любого «неправильного» поведения лежит какая-то причина. То, что мы её не знаем или не понимаем, не делает её менее значимой. Наши дети не всегда могут словами передать всё, что с ними происходит, но они посылают сигналы, которые могут понять внимательные и любящие родители. Не пренебрегайте детскими страхами и переживаниями, учитесь разговаривать с детьми и учите их формулировать свои мысли.
Помните, что дети, которые страдают школофобией не прогульщики и не лентяи, у них есть причины для страха, и только своевременная помощь с вашей стороны позволит им вернутся к полноценной жизни.