Колумнист Педсовета Александр Могилев размышляет о том, почему репетиторство вредит образованию и как помочь ученикам получать от школы максимум.
Сейчас в образовании как никогда актуальны понятия «репетитор» и «репетиторство». Начались ЕГЭ, ОГЭ, дети сдают экзамены, которые определят их дальнейшую судьбу. Именно после них решается — смогут ли они поступить на бюджет в тот или иной вуз. И эту судьбу во многом определяют репетиторы.
Зачем современным школьникам нужны репетиторы
У нашей российской школы и так называемой ГИА очень непростые взаимоотношения. ЕГЭ фактически не является итоговой аттестацией, так как он больше направлен на отбор в вузы. Сейчас эта проверка, по сути, превратилась в единый приемный экзамен. Соответственно, ЕГЭ перекрывает школьную программу по многим предметам и по содержанию обучения, и по сложности заданий.
ОГЭ, экзамен за «основную» школу, идет тем же путем. Сегодня он из малозначимого и легко сдаваемого выпускного экзамена — превращается в полноценный аналог ЕГЭ (это не опечатка!) за 11 класс. Теперь он сможет стать серьезной преградой для школьников, которые хотят поступить в 10—11 классы. ОГЭ отражает завышенные требования к возрастным возможностям школьников, построен на попытках «обхитрить» и запутать учеников, а заодно вынудить их дать ошибочные ответы.
Можно только гадать, почему такое происходит. Только ли это «закон жанра», то есть ФИПИ, который формирует задания ОГЭ и ЕГЭ, впадает в «эксцесс исполнителя» и проявляет излишнее рвение, «прессуя» школьников. Или же это государственная политика в области образования с желанием направить школьников после 9 класса в техникумы и колледжи, чтобы специалистов рабочих профессий становилось больше. У меня ответа нет.
Сложность ОГЭ и ЕГЭ привела к возникновению гигантского скрытого рынка репетиторских услуг: мало какие родители не берут репетиторов для своих детей в 11 классе перед ЕГЭ и в 9 классе перед ОГЭ.
Есть и такие дети, которые занимаются с репетиторами и в других классах по сложным предметам. Государственная школа превратилась в организацию, которая в основной массе не учит детей, а только их оценивает. При этом ответственность за обучение передала семье. Отсюда — массовый характер репетиторства.
Что репетиторство дает учителям
Определенным выходом репетиторство стало и для учителей. Как известно, их зарплата, особенно у молодых педагогов, остается на низком уровне. Однако далеко не все из них уходят из профессии. Многие приспосабливаются к новым условиям. Например, основной их доход идет от репетиторства, при этом учительство в школе — способ поиска клиентов. Считаю, что российская школа массово превратилась в репетиторский маркетплейс.
Хорошо это или плохо? Для учителя, который без участия в репетиторстве не имел бы средств «для поддержания штанов» — это, безусловно, хорошо. Поэтому если действительно речь дойдет до отмены ЕГЭ, первыми протестующими окажутся учителя. До этого им не нравилось введение ЕГЭ, а теперь они нашли в его рамках дополнительный доход, который не захотят потерять.
Отказ от ЕГЭ нужно будет сопровождать серьезными мерами поддержки учительства и школы и внедрением в школе альтернативных педагогических технологий. Это не будет бесплатной мерой.
Что репетиторство дает школьникам
Хороша ли масштабная практика репетиторства для самих репетируемых, для школьников? Тут все сложнее. С одной стороны, репетиторские услуги позволяют быстро и достаточно успешно ликвидировать пробелы в знаниях. Казалось бы, это хорошо.
С другой стороны, репетиторские услуги подменяют ответственное, ценностное отношение к знаниям и учебе. Так, длительный и трудоемкий процесс интеллектуального и личностного развития в ходе учебы заменяют на кратковременное репетиторское натаскивание на вопросы и задания аттестационного теста.
Репетитор не развивает школьника, его интеллектуальный потенциал. Он заменяет необходимость выходить из зоны комфорта, как говорится, «включать мозги», на экзаменационные «ноу хау». А они в свою очередь не будут отличаться ни прочностью, ни применимостью в каких-то других условиях, кроме экзаменационных.
В результате подготовки у репетитора внешне результат достигнут, экзамен сдан. В действительности — требования к содержанию и качеству образования не достигнуты. Получается имитация деятельности — школьное обучение, при котором школьник выпускных классов свободно уходит с уроков к репетитору, да и сам экзамен. Они оба имеют нулевую эффективность.
Считаю, что услуги репетитора несут серьезный вред школьнику в дальнейшем. Это своеобразный «интеллектуальный допинг», который делает результаты экзамена «грязными», ничего не говорящими о реальных возможностях школьника, его потенциале и подготовке.
Почему репетиторство — путь в никуда
С точки зрения школьной системы в целом репетиторство несет несомненный вред. Именно оно подталкивает школу к отказу от ответственности за результаты своей работы, ведет к массовому обману вузовской системы. Ведь в вузы приходят абитуриенты, которые не обладают глубокими и системными знаниями и навыками интеллектуального труда, самообучения и саморазвития, интересом к избранной профессии.
Существующая практика государственных аттестаций и массовое репетиторство — это путь в никуда. Это порочный круг, в котором оказались и российская школа, и миллионы школьников и их семей.
Вместо того, чтобы честно готовиться к экзаменам, учиться, читать книги, ломать голову над решением задач, ученики выбирают легкий и неправильный путь — репетиторство и натаскивание по нужным предметам. Это действительно поможет сдать экзамен, но не поможет в дальнейшей вузовской подготовке и работе.
Скажу так — больше всего это тормозит развитие нынешних школьников, которые прибегают к услугам репетиторов. Важно, чтобы был положен конец репетиторству и итоговой аттестации в такой вредной форме. Это приведет к осознанному отказу от репетиторов в тех семьях, где развитие потенциала детей и подростков лежит в основе образования.