В преддверии учебного года говорим о проблемах в школе, несовершенствах общеобразовательной системы в России и о том, с какими трудностями может столкнуться любой школьник, начиная с первого класса.
6 основных проблем современной российской школы
Prostock-studio/Shutterstock.com
Как сказал английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Трудность заключается не столько в создании новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых».
Именно этим и «грешат» сегодняшние общеобразовательные учреждения.
Мы собрали наиболее актуальные проблемы школ в России. Среди них:
1. Недостаток квалифицированных педагогов
Prostock-studio/Shutterstock.com
Как отмечают директора школ, эта проблема существует уже давно. Действительно, многие педагоги приходят работать не по призванию, а совсем по другим причинам: близость к дому, предпенсионный возраст и т.д.
Если в школу попадает молодой, энергичный педагог, способный заинтересовать детей своим предметом, то его сразу нагружают отчётами, программами и ведением журналов.
Плюс к этому труд учителя до сих пор не имеет достойной оплаты.
Поэтому нетрудно догадаться, что в школах остро стоит кадровая проблема.
Учителя перегружены документацией, им некогда готовиться к урокам. Даже у молодых и амбициозных педагогов быстро наступает физическое и эмоциональное выгорание, и они покидают школу.
2. Устаревшие методики преподавания
Prostock-studio/Shutterstock.com
Одна из главных проблем современного образования – это потеря детьми интереса к учёбе. Почему это происходит? Во многом из-за того, что подача материала происходит традиционными способами, «по старинке»: учитель долго и нудно объясняет тему из учебника, а затем даёт домашнее задание на закрепление пройденного материала.
Современные школьники не понимают, зачем учить параграфы, если сейчас найдётся ответ на любой вопрос в Интернете. И для чего слушать объяснения учителя, если на YouTube полно интересных видео по изучаемой теме.
3. Чрезмерная загруженность детей
Prostock-studio/Shutterstock.com
Если мы посмотрим СанПин, то увидим, что учащиеся начальной школы должны тратить на подготовку домашних заданий не более полутора часов. Старшеклассникам же отводится на приготовление уроков не более трёх с половиной часов.
В действительности всё обстоит иначе. Школьникам задают на дом настолько много заданий, что за уроками им приходится засиживаться допоздна.
Читайте также О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
Кроме того, ученики перегружены всевозможными факультативами, дополнительными уроками и внеурочной деятельностью.
4. Отсутствие индивидуального подхода к ученикам
Prostock-studio/Shutterstock.com
Случай из практики.
Оля учится в 8 классе. Спокойная, серьёзная и ответственная девочка. Пишет без ошибок, много читает и сочиняет стихи. Учительница литературы постоянно отправляет её работы на конкурсы. Но у Оли есть одна проблема – ей никак не даётся физика. Если параграф из учебника она ещё может зазубрить, то в практических занятиях и лабораторных работах постоянно делает ошибки. Учитель по физике ставит ей двойки и на родительских собраниях постоянно отчитывает девочку за нежелание учиться и постигать преподаваемый им предмет. Оля тяжело переживает свои неудачи и считает себя глупой и никчемной.
Большинство учителей действительно считают преподаваемый ими предмет самым важным и необходимым в жизни. И мало кто из них берёт в расчёт индивидуальные склонности учеников. Есть дети-гуманитарии, которые отдают предпочтение изучению русского языка, литературы и истории. Есть «технари», которые любят копаться в различных механизмах и изучать их устройство. Есть любители препарировать лягушек и рассматривать инфузорий под микроскопом.
Профильное направление появляется только в 10-11 классах, а до этого времени ученикам приходится, несмотря на свои склонности и интересы, успевать по всем предметам, даже по самым нелюбимым и сложным для них.
5. Оторванность школьного обучения от жизни
Prostock-studio/Shutterstock.com
Процесс обучения в школе – долгий, сложный и, как оказывается, зачастую бесполезный. Знания, полученные на уроках, не находят применения в обычной жизни, и мы благополучно о них забываем.
Вот скажите, кому во взрослом мире пригодились тригонометрические тождества? А химические свойства алканов? А ведь школьники штудируют эти темы в 10-11 классе не один месяц.
Не лучше ли было потратить это время на изучение вопросов кибер-безопасности в Интернете или на овладение умением работать с документацией (будь то трудовой договор или договор о найме жилья)?
Учителя уверены: «Система образования устарела!» Каких уроков в школьной программе не хватает детям? Разбираемся в вопросе.
6. Проблема воспитания подрастающего поколения
Prostock-studio/Shutterstock.com
Из года в год остаётся неразрешённой дилемма: кто же всё-таки должен воспитывать детей – школа или семья? Родители аргументируют тем, что им некогда заниматься этим процессом, они зарабатывают деньги, чтобы ребёнок был сыт и обут. Педагоги тоже не хотят брать на себя полную ответственность в этом вопросе, говоря о том, что только в семье закладываются фундаментальные основы воспитания.
В результате дети оказываются предоставлены сами себе. Только в 2019 году было зафиксировано 41,5 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними! Причём дети и подростки всё чаще и чаще совершают действия насильственного характера и особо тяжкие деяния.
И, как всегда, остаётся открытым вопрос: кто в это виноват – семья или школа?
Вот основные проблемы общеобразовательных учреждений в нашей стране.
Есть ли решение у этих проблем? Конечно, есть. Но оно должно, во-первых, приниматься на государственном уровне, а, во-вторых, учитывать мнение всех субъектов образовательного пространства: и учеников, и педагогов, и родителей. Как мы понимаем, сделать это будет довольно непросто. Поэтому в последнее время многие родители стали выбирать для своих детей формат семейного, а не школьного обучения.
Всё, что нужно знать родителям о семейном обучении.
Что может ожидать ребёнка в школе и как помочь ему справиться с трудностями?
А теперь давайте поговорим о тех сложностях, которые могут поджидать наших детей прямо на пороге образовательного учреждения.
«Подводные камни» начальной школы
Prostock-studio/Shutterstock.com
Вот он, счастливый первоклассник с огромным букетом цветов, впервые переступает порог школы, садится за парту и открывает свой первый в жизни учебник. Пока всё кажется ему интересным и необычным: и звонки, и перемены, и домашние задания.
Но проходит месяц-другой, и ребёнку становится скучно. Он не может долго сидеть за партой, постоянно отвлекается и отвлекает других, на вопросы учителя не отвечает и отказывается выходить к доске. Дома только делает вид, что занят приготовлением уроков, а на самом деле играет в компьютер или планшет.
Это явление называется «школьная дезадаптация». Иными словами – неприспособленность ребёнка к школьной жизни: правилам, режиму, домашним заданиям.
Чаще встречается у психологически неготовых к школе детей.
Психологи и педагоги отмечают, что в начальной школе таких учеников с каждым годом становится всё больше и больше.
Также среди младших школьников «набирает популярность» учебная несамостоятельность. Ребёнок вроде бы адаптировался к школе, ему нравится учиться, но он не может без помощи родителей сделать домашнее задание, собрать портфель и подготовить на завтра школьную форму. Более того, он даже может не помнить, что ему задали сегодня на дом.
Что советуют психологи:
- Поступление в первый класс – это очень важный этап в жизни ребёнка. Поэтому родителям необходимо помочь сыну или дочери правильно выстроить учебный процесс. Но не стоит брать на себя ответственность за всю школьную жизнь. Ребёнок должен сам научиться распределять своё время и отвечать за домашние задания.
- Если вы заметили у ребёнка признаки школьной дезадаптации, значит, ему требуется психологическая и педагогическая поддержка. Обратитесь к специалистам и обязательно обсудите проблему с учителем.
- Ни в коем случае не ругайте ребёнка за плохие оценки! Прежде чем закатить первокласснику «головомойку» за очередную двойку, постарайтесь выяснить причину, почему ребёнку не даётся тот или иной предмет.
Психологическое неблагополучие школьников
Prostock-studio/Shutterstock.com
Всемирная организация здравоохранения каждый год проводит международное исследование среди подростков на тему физического и психического самочувствия. По их данным, с 2014 по 2018 год психологическое благополучие школьников во многих странах значительно снизилось. Дети стали чаще испытывать раздражительность, нервную возбудимость и подавленное настроение.
Причинами плохого самочувствия учеников стали:
- страх перед плохими оценками и экзаменами;
- конфликтные отношения с одноклассниками;
- чрезмерная загруженность в школе;
- напряжённые отношения с педагогами и др.
Чтобы помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия, родителям необходимо придерживаться ряда правил:
Не зацикливайтесь на оценках
Мамы и папы всегда, сами того не осознавая, транслируют ребёнку те или иные ожидания от учёбы. Кто-то прямо говорит: «Ты должен учиться на одни пятёрки», а кто-то тяжело вздыхает и качает головой, когда сын или дочь приносит «тройку». Ребёнок начинает сильно переживать, что не может порадовать родителя отличной учёбой, замыкается в себе и начинает «трястись» перед каждой контрольной работой.
Поэтому родителям важно уделять внимание не оценкам ребёнка, а конкретным достижениям: как сын или дочь красиво пишет в тетради, как быстро выучил стихотворение, какой у него получился необычный рисунок. Школьник (и его родители) должны понимать, что дневник с одними пятёрками – это, конечно, хорошо, но в жизни важны именно реальные знания и умения.
Помогите наладить отношения со сверстниками
Prostock-studio/Shutterstock.com
Если у ребёнка сложились конфликтные отношения с одноклассниками, выслушайте все его жалобы, расспросите о том, что явилось причиной разногласий. Объясните, что необязательно быть со всеми в хороших отношениях, достаточно иметь 1-2 друзей из класса.
Если ситуация усугубляется, и ребёнком стал «изгоем» и «белой вороной», задумайтесь о переводе в другой класс или школу.
Проверьте, как складываются отношения у вашего ребёнка со сверстниками, не обижают ли его дети или взрослые, пока вас нет рядом! Смотрите, где ваш ребёнок находится и где был в течение дня, слушайте, что происходит вокруг, а также дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Проведите ревизию кружков и секций
Чрезмерная загруженность ребёнка школьными и внешкольными делами негативно сказывается и на физическом, и на психическом самочувствии. Стоит остановиться на одном кружке или секции, чем водить сына или дочь и на английский язык, и на плавание, и на верховую езду. Всестороннее развитие – это прекрасно, но только когда оно не идёт во вред здоровью.
Узнайте об отношениях ребёнка с педагогами
Prostock-studio/Shutterstock.com
Конечно, все родители хотят, чтобы учителя в школе по достоинству оценили их ребёнка и сразу заметили, какой он умный и замечательный. Но часто бывает так, что у сына или дочери не складываются отношения с определённым педагогом. Учитель может намеренно занижать оценки, без причины придираться к ученику, публично высмеивать.
Что делать в такой ситуации родителям? Для начала попробуйте «разведать обстановку» и узнать, как учитель относится к другим детям. Возможно, у данного педагога просто такой стиль преподавания или он просто переносит свои личные неурядицы в рабочую обстановку.
Если же всё-таки «мальчиком» или «девочкой для битья» стал именно ваш ребёнок, попробуйте лично поговорить с учителем и выяснить причины такого отношения. Расскажите, что и вы, и ребёнок заинтересованы в изучении предмета и хотите избежать конфликтной ситуации.
Социальное расслоение
Prostock-studio/Shutterstock.com
Школа – это то место, где в одном классе могут собраться дети из семей с разным материальным положением, разными культурными ценностями и интересами. Нередко эта разница в социальном положении становится серьёзной проблемой как для школьника, так и для его родителей.
Случай из практики
Лена – девочка из небогатой семьи. Мама работает няней в детском саду, папа – охранником в магазине. В детстве Лена донашивала одежду за старшими сестрами и играла старыми игрушками. Когда девочке исполнилось 13 лет, родителям пришлось переехать в другой район, и Лена стала ходить в гимназию.
Оказалось, что в её классе у большинства детей обеспеченные родители, поэтому девочку сразу стали дразнить из-за немодной одежды и отсутствия дорогих гаджетов. Поначалу Лена терпела насмешки одноклассников, но вскоре стала просить у родителей сначала планшет (якобы для учёбы), затем одежду от известных брендов и новый смартфон.
Родители попытались объяснить дочери, что они не могут позволить себе такие дорогие покупки, но девочка ничего не хотела слушать и объявила, что, пока у неё не будет дорогих вещей, школу она посещать не собирается. Родителям Лены пришлось обратиться к школьному психологу, так как они были обескуражены поведением дочери и не знали, что делать в такой ситуации.
Что советуют психологи:
- Родители должны не «замалчивать» проблемы социального расслоения общества, а открыто обсуждать их с детьми. Главное, донести до современного школьника мысль, что ценность человека не должна измеряться его кошельком, наличием модных гаджетов и брендовой одежды.
- Чем раньше ребёнок узнает «цену» денег, тем лучше он будет понимать, что они не достаются просто так.
- Если в семье не делают культа из материальных ценностей и не стремятся «казаться, а не быть», дети тоже начинают спокойнее относиться к тому, что «у Маши есть дорогой телефон, а у меня нет».
Вопросы безопасности
Prostock-studio/Shutterstock.com
Каждый родитель, отправляя ребёнка в школу, хочет быть уверен, что с ним ничего не случится. Но реальность такова, что ребёнок может столкнуться с опасностью как по дороге в учебное заведение, так и непосредственно в нём.
Как защитить ребёнка и научить безопасному поведению по дороге в школу?
- Если у вас нет возможности самим забирать ребёнка из школы, составьте для него безопасный маршрут, по которому он сможет самостоятельно вернуться домой. Исключите из него гаражи, оживлённые перекрёстки и плохо освещённые участки. Вместе с ребёнком пройдите несколько раз по этому маршруту, отметьте те участки, где он должен быть особо внимателен, например, при переходе дороги. Кроме того, вы можете проверить, соблюдает ваш ребёнок безопасный маршрут и узнать, где он вообще находится с помощью приложения «Где мои дети».
- Не найдетесь на уроки ОБЖ в школе. Сами расскажите сыну или дочери о том, что делать, если на улице начинается гроза, приближается стая собак или подходит незнакомый взрослый.
- Ребёнок должен обязательно знать домашний адрес и телефон, а также имена и место работы родителей.
Узнайте с какого возраста ребёнок может ходить в школу один? Мнение экспертов.
Что делать в ситуации травли?
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Если вы стали замечать, что ребёнок возвращается из школы подавленный, с синяками или в порванной одежде, не хочет обсуждать школьные дела и одноклассников, часто плачет без видимой причины, то, скорей всего, он стал жертвой школьного буллинга.
- Поговорите с ребёнком. Объясните ему, что он не виноват в том, что подвергся травле и вместе вы обязательно найдёте выход из сложившейся ситуации.
- Следующим этапом будет ваш разговор с классным руководителем и школьной администрацией. Не пускайте ситуацию на самотёк! Важно донести мысль, что буллинг – это проблема не только вашего ребёнка, а всего коллектива, потому что негативные последствия травли затрагивают всех: и педагогов, и детей.
- Ребёнок должен уметь защитить себя. И словесно, и физически. Главное, использовать эти приёмы только для обороны, а не нападения.
Проблема буллинга – самая острая и страшная для современных детей и их родителей. Вместе с психологами и экспертами мы разобрали эту тему «по косточками»: что делать в такой ситуации родителям, куда обращаться, как наладить отношения в коллективе и атмосферу в классе – ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем блоге: https://gdemoideti.ru/blog/tag/bulling.
Как вы уже, наверное, поняли, в современном общеобразовательном учреждении действительно много проблем, и некоторые из них могут коснуться и вашего ребёнка. Но именно школа покажет детям мир во всём его многообразии, научит быть самостоятельными и ответственными, поможет найти себя и своё предназначение в жизни.
Поэтому давайте стараться сделать так, чтобы школьные годы вашего сына или дочери действительно были чудесными и оставили после себя только приятные воспоминания.
Готовимся к школе:
- Дистант и линейка на 1 сентября «с ограничениями»: как начнётся учебный год?
- Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?
- Рюкзак, ранец или портфель для школьника: что выбрать и как?
- Дисциплина и равенство: зачем нужна школьная форма и как её выбрать?
- Главное – внимание: что подарить учителю на 1 сентября?
- Кому и как можно получить выплаты в 10 000 рублей на школьника в 2021 году?
- «Не хочу в школу!» Что делать родителям, когда ребёнок отказывается идти в школу?