Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Нередко даже опытным специалистам кажется, что все, чего они добились в профессии, — чистая удача, а вовсе не их заслуга. Возникает ощущение, что окружающие вот-вот поймут свое заблуждение и «разоблачения» не миновать. А желание бросить работу посещает все чаще и чаще. Все это — проявления синдрома самозванца. Вместе с аналитическим психологом и арт-терапевтом Дианой Вольз разбираемся, что это такое и как от него избавиться.
Что такое синдром самозванца и чем он опасен
Синдром самозванца — психологический термин, описывающий состояние, при котором человеку сложно принять собственные успехи как свою личную заслугу. Люди с этим синдромом страдают от хронической неуверенности в себе и чувства «интеллектуального мошенничества», которое перекрывает любые успехи и внешние доказательства их компетентности. На этот синдром можно посмотреть и как на нарциссическую травму — модель мышления и поведения, при которой обязательно нужно делать что-то выдающееся, чтобы быть замеченным.
Синдром самозванца не включен в Международную классификацию болезней и не считается психологическим отклонением. Тем не менее, согласно исследованию International Journal of Behavioral Science, около 70 процентов людей так или иначе сталкивались с проявлениями этого синдрома в своей жизни.
Чаще всего синдром самозванца формируется в детстве. Если ребенка не хвалили или делали это очень скупо, складывается установка «что бы я ни делал, этого недостаточно». Бывает и наоборот: ребенка хвалили чрезмерно, из-за чего он стал считать себя всемогущим. И это представление, столкнувшись с реальностью, разбилось и превратилось в синдром самозванца.
Сформировавшись в детстве, синдром самозванца может никак не проявлять себя годами. А потом внезапно обнаружиться во взрослом возрасте — например, после сильного стресса. Это касается не только работы: «самозванец» проявляется и в хобби, и в спорте, и в личной жизни.
У учителей, репетиторов и педагогов синдром самозванца проявляется особенно часто. Это мешает им развиваться в специальности, улучшать свои условия труда, менять работу и начинать собственную практику. Причем возраст и стаж педагога не имеют значения. Считается, что синдром самозванца чаще бывает у молодых специалистов, но на самом деле в большинстве случаев они испытывают обычную неуверенность в себе. Это абсолютно нормально и со временем проходит само собой. А вот синдром самозванца с годами, наоборот, может только усилиться. Ведь, чем больше мы углубляемся в какую-то тему, тем лучше понимаем слова Сократа «я знаю, что ничего не знаю». А в таких условиях делать что-то выдающееся крайне трудно.
Признаки «синдрома самозванца»
Как ни странно, синдром самозванца проявляется только в ситуации успеха. Чаще всего с ним сталкиваются перфекционисты и «отличники», то есть те люди, которым на самом деле есть, чем гордиться.
Типичный пример: педагог занял первое место в городском конкурсе. Он действительно много работал над программой, изучал литературу, применял программу в классе. То есть победа и поздравления коллег заслужены, но синдром самозванца мешает наслаждаться успехом и отравляет жизнь.
Специалисты выделяют шесть основных характеристик синдрома самозванца (впервые их описала психолог Паулина Клэнс в 1985 году):
- Цикл «самозванца». Запускается, когда человек сталкивается с важной задачей. Необходимость решить ее вызывает тревогу. Далее одни специалисты начинают усиленно готовиться к предстоящему выступлению, другие — прокрастинируют и откладывают подготовку, но в последний момент выкладываются по полной. В первом случае человек объясняет свой успех избыточной подготовкой, во втором — счастливым случаем, но никак не своей компетентностью. В результате стресс, который человек испытывает перед важным мероприятием, начинает ассоциироваться у него с успехом.
- Перфекционизм и высокие требования к себе. Часто этим синдромом страдают люди, которые были отличниками в школе. Для них не существует полутонов, они оценивают себя либо как «я самый лучший», либо как «я — полный неудачник». Когда не удается достичь поставленной цели (в том числе по объективным причинам), происходит разочарование и синдром самозванца усиливается.
- «Синдром супергероя». Представление, что всех целей нужно достигать легко и без усилий, с первого раза.
- Страх ошибки. При синдроме самозванца формирование мотивации происходит от негативного, то есть специалисту важнее избежать неудачи, нежели добиваться победы.
- Неумение принять похвалу, отрицание своих заслуг. Ощущение, что похвала не заслужена.
- Страх успеха. В случае успеха возникает чувство вины и страха, ощущение, что успех не заслужен и случился лишь благодаря удачному стечению обстоятельств, а не собственным усилиям и компетентности. Из-за страха, что удача «может отвернуться», люди с синдромом самозванца боятся ставить новые цели и брать на себя больше ответственности.
Считается, что люди, у которых присутствует две или более из этих характеристик, страдают синдромом самозванца. Чтобы понять наверняка, есть ли он у вас, можно пройти тест Паулины Клэнс.
Как бороться с синдромом самозванца
Конечно, лучше всего обратиться к специалисту. Психолог поможет обнаружить и заменить самозванческие паттерны мышления, самовосприятия и поведения, научит адекватно оценивать себя, фокусироваться на уже достигнутых успехах и реальных возможностях. Для тех, кто готов работать со своим «самозванцем» самостоятельно, рецепт тот же: отслеживать негативные «привычки» мышления, ставить под сомнение их адекватность и научиться поддерживать себя.
Что еще можно делать самому:
- Выявить убеждение, которым оперирует внутренний «самозванец». Например, молодой педагог думает: «Я слишком молод, чтобы старшеклассники уважали меня». В данном случае возраст считается недостатком, но что, если попробовать превратить его в достоинство? Например, сформулировав убеждение: «Благодаря своему возрасту, я могу говорить со школьниками на одном языке и этим заслужить их уважение».
- Составить список своих достоинств. Важно собрать в одном месте и описать все, что так или иначе помогает достигать успехов в преподавательской деятельности: качества характера, умения, навыки, дипломы, сертификаты, положительные отзывы родителей и руководства, успешные кейсы учеников и так далее.
- Разбивать крупные цели на маленькие задачи. Маленькая задача не вызывает внутреннего дискомфорта и не требует большой ответственности — того, что так пугает людей с синдромом самозванца. Это поможет избежать прокрастинации и двигаться к цели более спокойно и гармонично.
- Вести «дневник успехов». Важно отмечать даже незначительные победы. Фиксируя каждый шаг, каждое маленькое достижение, можно увидеть, как складывается путь к большой цели.
- Заручиться поддержкой. Это может быть семья, коллектив коллег или старший наставник.
- Изменить взгляд на неудачу и позволить себе ошибаться. Люди с синдромом самозванца панически боятся потерпеть поражение, выглядеть глупо, непрофессионально или смешно в глазах других. Однако снизить уровень страха можно, изменив отношение к неудачам. Например, рассматривать провал как возможность научиться новому.