Сингапурские технологии: как применять их в российской школе
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Учитель истории и обществознания Елена Зотова (МБОУ СОШ № 4, г. Миллерово, Ростовская область) рассказывает, в чем заключается особенность сингапурской методики и как включать ее элементы в школьные уроки.

Что такое «сингапурская методика»

Сингапурские образовательные технологии — это методика так называемого «корпоративного обучения». Она основана на командных формах работы, а ее цель — создать психологически комфортную среду в коллективе. В Сингапуре ее в обязательном порядке применяют в школах, отсюда она и получила свое название. В России пионером в этой образовательной технологии считается республика Татарстан, где по ней прошли обучение около 30 тысяч учителей.

Некоторые приемы сингапурской методики:

  1. «Хай файв» (High five — англ. «дай пять»)

Жест «открытая ладонь». Применяется как приветствие, похвала (при соприкосновении с ладонью учителя или другого ученика),  как сигнал «Готов ответить» (ученик) или «Жду тишины» (учитель).

  1. Работа в парах
  2. Работа в четверках

Для работы объединяют две парты. За них садятся четыре человека, каждому из которых присваивают номер от одного до четырех. В процессе «четверки» можно разбить на пары — дать задание обсудить что-то с партнером «по плечу» (с тем, кто сидит рядом) или «по лицу» (с тем, кто сидит напротив)  

  1. «Корнерс» (Corners — англ. «углы»)

Учитель предлагает несколько ответов или позиций по какому-то проблемному вопросу. За каждым ответом он закрепляет определенный угол класса, предварительно обозначив его цветом/плакатом или как-то иначе. 

Ученики расходятся по углам, в зависимости от мнения, которое им ближе, и вместе с одноклассниками, оказавшимися в этом углу, пытаются сформулировать аргументы в защиту своего ответа.

  1. Фокус-группы

Ученикам предлагают, например, несколько определений одного и того же понятия. Задача — присоединиться к единомышленникам и аргументировать свое решение. 

Дети могут переходить в другую группу, если в процессе обсуждения они изменили мнение.

  1. «Раунд тейбл»  (Round table — англ. «круглый стол»)

В этом формате очень удобно подводить итоги урока — как в малых группах,  так и посадив несколько групп за большой стол.

Детям предлагают по очереди обсудить, что им запомнилось из занятия, к каким выводам они пришли. Сделать это получится как в устной, так и письменной форме, когда каждый пишет свою идею и передает соседу, а кто-то собирает все идеи команды и обобщает их.

В реалиях российской школы урок по сингапурской технологии требует определенной подготовки — не только по содержанию, но и по расстановке парт, организации классного пространства. Но результат может превзойти все ожидания.

«Когда я впервые использовала эту технологию, то  увидела очень активных детей, которые готовы работать. И даже наши угрюмые двоечники, которых мы обычно вытаскиваем в этот процесс, становятся лидерами команд, включаются», — говорит Елена Зотова.

Плюсы сингапурской методики

Елена Зотова выделяет четыре основных преимущества сингапурской образовательной технологии:

  1. Учит работать в команде.

«Сингапурская технология — это работа в команде. Когда ребята выходят за пределы учебных заведений, попадают в профессиональную жизнь, то это умение помогает им очень быстро влиться в коллектив, найти себя, ощутить требования команды, понять, что от него хочет сосед». 

  1. Создает дружелюбную, поддерживающую атмосферу.

«После каждого выполнения задания дети приветствуют друг и друга с помощью жеста „Хай файв“ и тем самым как бы благодарят за проделанную работу в группе, в парах. Мы можем обниматься или похлопать соседа по плечу. Да, пусть кто-то ошибается, у кого-то что-то не получается. Но тем не менее мы работаем и пытаемся решить какие-то проблемы».

  1. Активизирует внимание каждого ученика.

«Мы все время меняем ракурс групп, которые участвуют в учебном процессе. И дети не знают, что сейчас задаст учитель, кто из них с кем будет работать. Поэтому они всё время нацелены на активизацию. Им нельзя отвлекаться, потому что сейчас может оказаться, что ученик, например, должен перейти из первой группы в четвертую и там обсудить что-то с соседом».

  1. Дает право на ошибку.

«Для нас главное — задать проблему и добиться, чтобы ребята эту проблему обсудили, вынесли совместное решение и выразили его. Даже пусть оно будет ошибочная — ничего страшного. Когда каждая группа выражает свое мнение, то в конце концов мы приходим к единству, к общему положению».


Источник