Сложная личность: какие акцентуации характера свойственны педагогам
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Учителя ежегодно проходят осмотр у психиатра — с личностными расстройствами нельзя работать в образовательных организациях. Однако есть особые состояния, которые лежат в пределах психической нормы, но мешают нормально жить и работать. Например, акцентуации характера. Психолог Эрисмаль Исмаилова и психотерапевт Ева Горшкова рассказывают, что это такое и как учителю помочь себе. 

Что такое акцентуация

Человека называют акцентуированным, если у него чрезмерно выражены отдельные черты характера. Например, учитель излишне эмоционален как на уроках, так и вне их. Детям понравятся его увлекательные рассказы, но коллег смутят внезапные вспышки гнева. 

Акцентуации относятся к психической норме, но могут сильно помешать вести нормальный образ жизни. Большинство из них проявляются еще в подростковом возрасте, но со временем здоровая личность адаптируется, сглаживает многие особенные черты, которые в зрелости проявляются лишь в особых травмирующих или конфликтных обстоятельствах. 

Какие типы акцентуаций встречаются у педагогов

Выделяют пять типов акцентуаций, которые могут быть свойственны учителю. При этом далеко не у всех людей можно выделить четкий тип — он может быть смешанным. 

Лабильный 

Такие учителя обычно находятся в прекрасном настроении, они общительны, добродушны, чутки и отзывчивы. Их уроки эмоционально насыщенные, интересные и запоминающиеся. Однако их настроение может быстро испортиться даже от самой незначительной критической реплики. А вот знаки внимания, благодарность, одобрительные слова и похвала со стороны коллег и руководства способны вызвать эмоциональный подъем. 

Резкая изменчивость настроения делает их поведение непредсказуемым и несдержанным, что может напугать учеников и коллег. В ответ на замечания они могут как рассмеяться и радостно взяться за исправление указанной ошибки, так и расплакаться. От настроения напрямую зависит их работоспособность. 

Гипертимный

Учителя с таким типом акцентуации — предприимчивые, инициативные и оптимистичные, за счет чего пользуются особой любовью у учеников и коллектива в целом. Им легко удается наладить контакт с учениками и их родителями. Однако им тяжело доводить дела до конца, особенно бумажные. Сложно соблюдать правила, выполнять обязательства. Это приводит к конфликтам, но учителя-гипертимики их быстро улаживают. 

Кроме того, гипертимики могут потерять интерес к работе из-за рутины и необходимости подчиняться правилам. 

Эпилептоидный

Учителя с эпилептоидным типом акцентуации — скрупулезные, аккуратные и исполнительные. В отличие от гипертимиков, они созданы для правил и обязательств. При этом они не терпят тех, кто нарушает порядок и дисциплину — могут отыграться на них, мстить, долго помнить проступки. 

Истероидный

Такие учителя хотят всегда быть в центре внимания. И не так важно, любят или ненавидят, главное — не остаться незаметными. Они стремятся быть лидерами, склонны к демонстративной эмоциональности и не терпят, когда другие задевают их самолюбие, критикуют или игнорируют. 

Шизоидный

С ролью преподавателя таким людям справляться непросто. Они неординарны и талантливы, но замкнуты в себе, отгорожены от окружающих и не хотят идти на контакт. 

Как правило, в коллективе общаются с одним-двумя коллегами, считаются чудаками и редко показывают эмоции. 

Как учителю справляться с проявлениями акцентуации

Изучить свое поведение. 

Если знать и грамотно изучить свой тип акцентуации, можно научиться контролировать поведение, эмоции и выстраивать жизненный путь так, чтобы это было комфортно и носителю акцентуации, и окружающим.

Готовиться к вспышкам. 

Обычно акцентуации ярче всего проявляются только в течение какого-то одного периода жизни: чаще всего это переходный, кризисный период (например, подростковый возраст). После акцентуации становятся менее выражены.

Следует учитывать, что при той или иной акцентуации человек нетипичным образом реагирует на специфические психогенные воздействия. Поэтому, зная о своем типе акцентуации, человек способен лучше понимать свои реакции и контролировать поведение.

 Обращаться за помощью. 

 Чаще всего у людей акцентуации скрыты и проявляются при остром стрессе, но не приводят к психической дезадаптации. Но, если кажется, что признаки акцентуации проявляются часто и мешают жить в течение нескольких месяцев, стоит обратиться к специалисту.


Источник