Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Какие задачи решает детская литература сегодня? Чем современные книги принципиально отличаются от произведений прошлых лет? Ушла ли в небытие их «воспитательная функция»? Об этом мы поговорили с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, руководителем авторского научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» Екатериной Асоновой.
— Какие темы сегодня поднимают авторы детской литературы?
— Российский книжный рынок настолько огромен, что составить полный список очень трудно. Если дать общую характеристику, то тематика детской литературы не отличается от предыдущих периодов ее развития — это поддержка родителей в вопросах воспитания ребенка. Книги, благодаря которым малыш учится называть предметы окружающего его мира, эмоции и чувства, человеческие отношения.
Так как мир меняется, про него можно бесконечно писать новые и новые книги для детей. Меняются не только техника или предметы быта, а правила человеческих отношений, наше представление о них, то есть то, что в школе принято называть «основной мыслью» и «тем, что хотел сказать автор».
Попробую выделить некоторые тренды развития новейшей детской литературы.
Во-первых, это инклюзия. Не тема инвалидности или инаковости, а именно идея инклюзии — включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения на эту тему «предлагают» читателю новую модель поведения. Сегодня это не обязательная награда исцелением, как в «Цветике-семицветике», не исключительные способности и победа, как в «Гадком утенке», а принятие мира таким, какой он есть, как в повести Дж. Паласио «Чудо» (возможно, кто-то знает фильм по этому произведению). Тема инклюзии, на мой взгляд, касается не только инвалидности, но и социальных проблем неравенства, обделенности, помощи нуждающимся.
Во-вторых, это тема познания, причем новая научно-популярная литература старается отвечать на самые трудные детские вопросы: почему люди пукают? Как устроена власть? Что такое грудное вскармливание? Как сказать «нет»? И в этом нет «падения нравов» — это всего лишь стремление талантливых взрослых протянуть руку помощи другим взрослым: родителям, которым предстоит отвечать на вопросы детей.
Мы же понимаем, что вопросы о том, как устроено наше тело, у ребенка обязательно есть. И от ответов на эти вопросы — со смешками от друзей или спокойно и нейтрально от родителей — зависит отношение ребенка к своему здоровью. Научиться спокойно говорить о своих физиологических потребностях, называть правильно части тела — вот что нужно человеку, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью, не стыдиться своего тела, уметь с ним договариваться.
Это не значит, что перестали писать книги о технике, истории. Напротив, о них пишут: есть прекрасная книжка об истории телефона Натальи и Василия Волковых, совершенно удивительные графические исторические исследования Александры Литвиной и Анны Десницкой «История старой квартиры», «История метро» и «Транссиб».