Столярное дело в детском саду: очевидное и невероятное
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Сегодня собственные столярки и мастерские есть в разных дошкольных учреждениях по всей стране. На практической онлайн конференции «Крутые практики» Университета детства приверженцы ручного труда для самых маленьких рассказали, почему детям так нравится пилить, строгать, забивать гвозди и безопасно ли это.

Первопроходцы дошкольных столярок

В 1997 году воспитатель Лариса Журавлева принесла в детский сад «Школа самоопределения № 734 имени А.Н.Тубельского» молоток и дала его детям.  

Сначала малыши просто писали на карточках свое имя и молотком прибивали к стеллажу. Когда в саду оборудовали целую столярную мастерскую, дети стали воплощать здесь свои задумки: самостоятельно мастерить игрушки и просто тратить лишнюю энергию, забивая гвозди в специально принесенный пенек.

Дети в саду им. А.Н.Тубельского знают точно, зачем нужны отвертка и плоскогубцы, чем шурупы отличаются от гвоздей — здесь на эти вопросы ответит любой пятилетка.  

Малыши приходят в мастерскую в свободное время: вместо игр изготавливают самые разные поделки. Они сами определяют, что будут мастерить и как долго. Их никто не ограничивает, не заставляет доделывать работу до конца и не поучает. В любой момент юные творцы могут изменить свою задумку и преобразовать во что-то совершенно неожиданное. 

Столярное дело в детском саду: очевидное и невероятное
Возиться с инструментами нравится не только мальчикам. «Это будут часики», — говорит милая девочка в розовом платье и уверенно пилит деревяшку, периодически поправляя сползающую на плечо косу.

Летом мастерская переезжает на улицу. Во дворе сада папы вместе с детьми смастерили крепость, лавочку, черепаху, теремок. А четвероклассники школы Тубельского на основе опыта, полученного в саду, построили для дошкольников целый деревянный дом.

«У взрослых есть много интересных дел, и маленькие дети это считывают и хотят быть как взрослые, все пробовать. Они гордятся своими родителями, которые умеют работать рукам. Осознают, как это важно, полезно и стараются повторять», — рассказывает старший воспитатель сада Татьяна Этингоф.

Пространство развития и творчества

Занятия в столярке хороши по целому ряду причин:

  • они развивают мелкую моторику; 
  • тренируют сосредоточенность и самоконтроль;
  • устанавливают причинно-следственные связи во взаимодействии с предметами.
  • помогают выплеснуть лишнюю энергию и даже агрессию;
  • готовят ребят к взрослой жизни.

Источник