Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Знаменитая нейропсихолог, психолингвист и глава Института когнитивных исследований СПбГУ — о том, как изменилось роль педагога в современном образовании и какие навыки будущего должны быть у учителя настоящего.
О дивный новый мир!
Наш мир за последние десятилетия сильно изменился: информации стало гораздо больше, а ориентироваться в ней — сложнее. Огромную роль в этих переменах сыграла цифровизация.
Технологические новшества возникали во все эпохи: когда-то люди ездили на ослах и лошадях, а теперь летают на ракетах. Но раньше для того, чтобы новация вошла в обиход, нужны были столетия, потом годы, а сейчас — всего лишь дни. Сложные технические устройства изменяются быстрее, чем люди к ним привыкают, а дети вообще стали другими: они «чуть ли не рождаются с гаджетами», говорит ученая.
Цифровая реальность становится признаком отбора в социум: страны, в которых цифровизация гораздо менее развита, и люди без цифровой обеспеченности выпадают из диалога. Мир перевернулся — в нем практически перестали действовать нормы, к которым мы привыкли.
В современном мире не соблюдаются договоренности.
Происходит то, что раньше было невозможно себе представить: представители мировых держав договариваются об определенных правилах, а наутро оказывается, что один из них передумал и поменял решение.
Затруднена верификация (проверка) информации.
Можно выпустить любую новость на миллионы читателей, которая будет выглядеть правдоподобно. Лишь узкие и редкие специалисты могут отличить искусный монтаж от документальных кадров.
Имеется переизбыток информации.
Раньше люди не знали, где добыть информацию, а сейчас ежедневно выходит по тысяче новостей. Со всем этим приходится разбираться нашему мозгу. Однако большую часть информации он обрабатывает бессознательно, то есть человек не контролирует все, что поступает в мозг.
Огромная скорость изменений.
Из-за информационной перегрузки происходит обвал социальных структур. Только человек привыкнет, что какая-то сфера жизни выглядит определенным образом, как она тут же меняется.
Несостоятельность юридических и этических норм.
Сейчас детям приходится объяснять, зачем нужно уступать место в метро пожилому человеку. В биологической этике возник вопрос: какие эксперименты мы можем проводить с людьми? А если беспилотная машина кого-то задавила, кто виноват?
«Рухнули все основополагающие правила игры. Так мир не жил. Если раньше один человек оскорблял другого, его вызывали на дуэль. И это хорошо — будешь думать, прежде чем что-нибудь говорить. Сегодня этику нужно разрабатывать заново», — считает Черниговская.
Каким должен быть современный учитель?
По мнению ученой, у современных детей другой мозг. Речь идет не о биологических изменениях, а о том, что ребенок с рождения попадает в высокотехнологичную среду, которой раньше не было. Причем к этой среде его «подключают» родители, которые не хотят тратить на него свое время.
Сегодня всю информацию о мире ребенок может получить из интернета.
«Зачем ему учительница, которая глупее учеников в десять раз? Которая берет книжку и пересказывает содержание какой-то главы? Дети гораздо лучше и быстрее владеют компьютером, чем учителя, которым дома внуки решают все технические вопросы», — говорит Черниговская.
По мнению Черниговской, современное образование — это образование понимания, а не запоминания.
В стремительно меняющемся мире учителю важно:
- формировать у детей способности быстро адаптироваться;
- учить их проверять информацию, которую они получают;
- научить не впадать в панику от любого изменения;
- думать о том, чтобы ребенок вырос счастливым.
За время пандемии стало абсолютно ясно: нет запроса на то, чтобы учитель больше всех знал. Но при этом многие ученики и студенты говорят, что им не хватает живого человеческого общения с педагогом.
По словам Черниговской, было проведено много опросов студентов и школьников на тему, каким должен быть хороший учитель. Самый частый ответ был: «Я хочу, чтобы учитель меня понимал, выслушал, чтобы мне было с кем поговорить».
«Учитель, можно сказать, — единственная надежда для ребенка. Вот куда ему деваться? Все бегут, все кричат: «У тебя есть это, это и это, иди и смотри в онлайн или еще где-нибудь». А ребенку тяжело — не в смысле большого количества занятий, а душа неспокойна. Ему хочется прислониться к кому-то, хочется, чтобы его выслушал человек, которому на него не наплевать. Недостаток теплого человеческого общения стал очевиден за эту пандемию», — говорит ученая.
Поэтому главная задача учителя — воспитание.
«Современный ребенок дезориентирован, и ключевую роль в том, чтобы он понял, как двигаться в этом мире, играет учитель: он должен вручить ему компас. От того, как учителя воспитают детей, зависит, как будет жить планета и будет ли она вообще существовать. От вас, учителя, зависит, что это будет за планета», — считает Татьяна Черниговская.
По материалам выступлений Татьяны Черниговской:
Трансформация роли учителя в современном образовании;
Какой должна быть современная школа?;
Обучение в цифровую эпоху.