Три рассказа современных писателей для внеклассного чтения в школе
Фотографии: АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Современные тексты близки детям. И тем, что там упоминаются их проблемы, и тем, что сам язык рассказов понятен без словаря. От этого им легче и интереснее участвовать в их обсуждении. Оксана Сергеева, учитель литературы и автор канала в Дзене, делится тремя рассказами современных авторов, которые можно предложить ученикам в качестве внеклассного чтения.

«Трехлапый Ваня», Юрий Никитинский

Текст из сборника «Внутри что-то есть» издательства «Волчок».

Три рассказа современных писателей для внеклассного чтения в школе

О чем рассказ?

Два друга катались на горке и заметили собаку. Ребята стали сразу же стали искать хозяина, пока им не подсказали, что у животного с тремя ногами не факт, что есть владелец. У детей все очень просто: мальчишки решили, что родители с радостью разрешат взять пса домой. После разговоров стало понятно, что нет. Мама одного из мальчиков обещала разместить объявление в социальные сети. 

Что обсудить с детьми?

  1. А вы были в подобной ситуации? Спасали бездомное животное? 
  2. А как женщина с маленькими собаками отнеслась к Джеку? (ударила, назвала инвалидом). Можно обсудить два варианта поведения на одну ситуацию. Интересно, что дети здесь ведут себя ответственнее, чем взрослые. Здесь же можно обсудить, а что есть «внутри» у мальчиков? Какими качествами они обладают?
  3. Почему родители не разрешили взять собаку мальчикам домой? А как у вас? Есть домашние животные или мечтаете? 
  4. Мама одного из мальчиков обещала написать о собаке в социальные сети. Как вы думаете этот способ может помочь?
  5. Здорово прочитать рассказ до середины и предложить детям самим сочинить концовку. Послушать ответы детей, а потом дочитать. 
  6. Хозяйка собаки рассказала, что друзья ее потеряли и не сказали ей об этом. А она была в командировке и думала, что с животным все в порядке. Как вы оцениваете такой поступок друзей?
  7. Почему Макар стал «белее снега» и все время молчал? Что чувствовали в этот момент оба друга? Почему?
  8. Почему родители принесли Макару щенка? Где они его взяли?

«Иван Иваныч из Африки», Наталья Ключкарева 

Текст из сборника  «Никому не рассказывай» издательства «Волчок».

Три рассказа современных писателей для внеклассного чтения в школе

Мы привыкли говорить о травле в детском коллективе. А в этом рассказе речь идёт о травле учителя. Секретных способов остановить травлю я не знаю. Знаю только, что нельзя это замалчивать. И точно важно читать и обсуждать такие тексты с детьми.

О чем рассказ?

Учитель алгебры Иван Иваныч не кричит на своих учеников, не наказывает. В ответ класс сам кричит так, что закладывает уши. Дети не только не выполняют задания учителя, они делают вид, что его не существует. Вдруг в этом классе появилась новенькая, которая стала с интересом заниматься алгеброй. 

Что обсудить с детьми?

  1. Как девочка описывает учителя? («А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте»).
  2. Почему девочка пошла против «стаи»? Какие качества обычно есть у такого человека?
  3. Что чувствовал учитель, когда поведение учеников становилось невыносимым?
  4. Как говорили о преподавателе в учительской? (Набрался «пагубных демократических замашек»).
  5. Что в понимании других учителей является такими замашками? (Не повышать голос, не заставлять, не наказывать, не писать замечаний в дневник). Класс и другие учителя посчитали, что это слабость? А вам как кажется? Это слабость или уважение к людям?
  6. Какая учительница появилась вместо Ивана Иваныча?
  7. Что означает фраза «И вязаная кофта ему больше не нужна. Ведь он наконец-то согрелся».
  8. Почему класс постарался скорее забыть Ивана Иваныча?

«Лужа», Юлия Кузнецова

Текст из сборника  «Никому не рассказывай» издательства «Волчок».

Три рассказа современных писателей для внеклассного чтения в школе

О чем рассказ? 

Коля по пути в музыкальную школу застрял в луже. Он никак не мог выбраться. Уже прошли все его знакомые. Он помощи не просил, а они и не спросили, почему он в луже стоит. А мимо проходил Сережа с девушкой. И он решил выручить Колю.

Что обсудить с детьми?

  1. Что нужно для вам радости? А что нужно было Коле?
  2. А в какие неловкие ситуации вы попадали?
  3. Стеснялись ли вы когда-нибудь попросить помощи?
  4. Что такое поступок?
  5. Что можно сказать о словах подруги Сережи?
  6. «Сумасшедший» ли Сережа?
  7. Почему он пошёл в другую сторону от музыкальной школы?

Это лишь некоторые вопросы, которые можно задать. Когда вы прочитаете эти рассказы, я думаю, что вас появятся и свои акценты.


Источник