Фотографии: АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Современные тексты близки детям. И тем, что там упоминаются их проблемы, и тем, что сам язык рассказов понятен без словаря. От этого им легче и интереснее участвовать в их обсуждении. Оксана Сергеева, учитель литературы и автор канала в Дзене, делится тремя рассказами современных авторов, которые можно предложить ученикам в качестве внеклассного чтения.
«Трехлапый Ваня», Юрий Никитинский
Текст из сборника «Внутри что-то есть» издательства «Волчок».
О чем рассказ?
Два друга катались на горке и заметили собаку. Ребята стали сразу же стали искать хозяина, пока им не подсказали, что у животного с тремя ногами не факт, что есть владелец. У детей все очень просто: мальчишки решили, что родители с радостью разрешат взять пса домой. После разговоров стало понятно, что нет. Мама одного из мальчиков обещала разместить объявление в социальные сети.
Что обсудить с детьми?
- А вы были в подобной ситуации? Спасали бездомное животное?
- А как женщина с маленькими собаками отнеслась к Джеку? (ударила, назвала инвалидом). Можно обсудить два варианта поведения на одну ситуацию. Интересно, что дети здесь ведут себя ответственнее, чем взрослые. Здесь же можно обсудить, а что есть «внутри» у мальчиков? Какими качествами они обладают?
- Почему родители не разрешили взять собаку мальчикам домой? А как у вас? Есть домашние животные или мечтаете?
- Мама одного из мальчиков обещала написать о собаке в социальные сети. Как вы думаете этот способ может помочь?
- Здорово прочитать рассказ до середины и предложить детям самим сочинить концовку. Послушать ответы детей, а потом дочитать.
- Хозяйка собаки рассказала, что друзья ее потеряли и не сказали ей об этом. А она была в командировке и думала, что с животным все в порядке. Как вы оцениваете такой поступок друзей?
- Почему Макар стал «белее снега» и все время молчал? Что чувствовали в этот момент оба друга? Почему?
- Почему родители принесли Макару щенка? Где они его взяли?
«Иван Иваныч из Африки», Наталья Ключкарева
Текст из сборника «Никому не рассказывай» издательства «Волчок».
Мы привыкли говорить о травле в детском коллективе. А в этом рассказе речь идёт о травле учителя. Секретных способов остановить травлю я не знаю. Знаю только, что нельзя это замалчивать. И точно важно читать и обсуждать такие тексты с детьми.
О чем рассказ?
Учитель алгебры Иван Иваныч не кричит на своих учеников, не наказывает. В ответ класс сам кричит так, что закладывает уши. Дети не только не выполняют задания учителя, они делают вид, что его не существует. Вдруг в этом классе появилась новенькая, которая стала с интересом заниматься алгеброй.
Что обсудить с детьми?
- Как девочка описывает учителя? («А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте»).
- Почему девочка пошла против «стаи»? Какие качества обычно есть у такого человека?
- Что чувствовал учитель, когда поведение учеников становилось невыносимым?
- Как говорили о преподавателе в учительской? (Набрался «пагубных демократических замашек»).
- Что в понимании других учителей является такими замашками? (Не повышать голос, не заставлять, не наказывать, не писать замечаний в дневник). Класс и другие учителя посчитали, что это слабость? А вам как кажется? Это слабость или уважение к людям?
- Какая учительница появилась вместо Ивана Иваныча?
- Что означает фраза «И вязаная кофта ему больше не нужна. Ведь он наконец-то согрелся».
- Почему класс постарался скорее забыть Ивана Иваныча?
«Лужа», Юлия Кузнецова
Текст из сборника «Никому не рассказывай» издательства «Волчок».
О чем рассказ?
Коля по пути в музыкальную школу застрял в луже. Он никак не мог выбраться. Уже прошли все его знакомые. Он помощи не просил, а они и не спросили, почему он в луже стоит. А мимо проходил Сережа с девушкой. И он решил выручить Колю.
Что обсудить с детьми?
- Что нужно для вам радости? А что нужно было Коле?
- А в какие неловкие ситуации вы попадали?
- Стеснялись ли вы когда-нибудь попросить помощи?
- Что такое поступок?
- Что можно сказать о словах подруги Сережи?
- «Сумасшедший» ли Сережа?
- Почему он пошёл в другую сторону от музыкальной школы?
Это лишь некоторые вопросы, которые можно задать. Когда вы прочитаете эти рассказы, я думаю, что вас появятся и свои акценты.