Тьютор, наставник или немного покоя: какие должности действительно нужны в школах?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Пока Минпросвещения выдумывает новые должности для российских школ, учителя требуют повышения оплаты труда и снижения нагрузки. Чтобы выяснить, какие должности действительно стоит ввести, а какие — нет, Педсовет опросил 300 учителей. Разбираем мнения педагогов.

Классный руководитель

Самой востребованной должностью в российской школе, согласно результатам опроса, стал отдельный классный руководитель. За то, чтобы ее ввести, проголосовали 62 процента опрошенных.

В современных школьных реалиях классный руководитель фактически совмещает эту должность с основной работой — ставкой учителя-предметника. Но в воспитательной работе больше нужны знания психологии, чем педагогики, а в этом аспекте большая часть современных классных руководителей «проседает».

Помимо психологической и эмоциональной нагрузки, классный руководитель получает в довесок тонны отчетов по успеваемости, посещаемости, питанию, кружкам и прочему. Плюс разрешение конфликтных ситуаций с учениками и родителями. 

Но главное, уверены учителя, тем, кто берет на себя бремя воспитательной, а еще и дополнительной бюрократической работы, не оказывают достойной финансовой поддержки. 

«Предметник должен вести предмет, а не все сразу. Так устроено во многих частных школах, и, на мой взгляд, это правильно. Нужны отдельные должности: классный руководитель, тьютор. На предметника взваливают очень много: и работу тьютора, и организатора мероприятий с классом, и выезды, и работу с родителями, отчетность по всему перечисленному. А ведь надо еще развиваться по своему предмету, давать открытые уроки, участвовать в конкурсах, выступать с докладами, заниматься методической работой», — замечает Елизавета Волканова, учитель английского языка школы № 98 Санкт-Петербурга.

Тьютор

В появлении тьютора в школе заинтересованы лишь 16 процентов опрошенных Педсоветом учителей. Институт тьюторства появился в России сравнительно недавно: лишь в 2014 году присутствие в школе тьютора для отдельных детей стало обязательным. Сегодня далеко не все понимают, что это за «зверь».

Тьютор — не просто учитель, а, скорее, человек со сверхспособностями. Это специалист с педагогическим образованием, который помогает ученику легче и проще освоить учебную программу, вникая в особенности его личного восприятия и имеющихся ограничений, сложностей. 

Сейчас законодательно регламентируется лишь предоставление тьютора детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако профильных специалистов в школах катастрофически не хватает. Вопрос о том, необходим ли ребенку тьютор, решается на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Однако в большинстве случаев тьютора назначают лишь детям с ДЦП или расстройством аутистического спектра, отмечает Ольга Погонина, член совета РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра РОО «Контакт».

Тьютор полезен не только детям с ОВЗ. Этот специалист мог бы помочь ученикам и в следующих случаях:

  • работая в школе дистанционного обучения или непосредственно на месте с учеником, которому сложно самостоятельно контролировать свой процесс обучения из дома;
  • работая с выпускниками, помогая им в непростом переходе от школы к университету; 
  • отдельное направление тьюторства — работа с одаренными детьми. В этом случае тьютор помогает ребенку составить индивидуальный план обучения, обращая внимание на его особенности.

Однако в этих случаях о бесплатном предоставлении услуг тьютора за счет бюджета речи не идет. Категорической необходимости в тьюторстве здесь тоже нет, однако работа с тьюторами позволила бы школьникам успешнее учиться и достигать лучших результатов.

Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор центра образования № 109 города Москвы, считает, что идея внедрения тьюторов в России не приживется:

«Идея-то правильная. Но в данной конкретной ситуации мы не найдем такого количества студентов и не сумеем так быстро их подготовить. И у нас нет ресурсов, потому что это двойная оплата, а школа считает каждую копейку. И в идею тотальных тьюторов я не верю — она отомрет как нереалистическая». 

 

Воспитатель группы продлённого дня

13,6 процента опрошенных считает, что школе нужна отдельная должность воспитателя продленки. 

Согласно должностной инструкции, воспитатель группы продленного дня (ГПД) должен быть немного учителем, немного психологом и немного аниматором — три в одном. Зачастую его функции по совместительству выполняет все тот же учитель-предметник.

Педагоги работают, как правило, по очереди с минимальной доплатой. При этом у учителя получается 12-часовой рабочий день (с приема детей на уроки в 8:30 до 18-19 часов, когда их забирают родители). Получается, скорее, присмотр, чем воспитание. Таким положением недовольны все: учителя, родители, руководство. Как можно требовать от человека творчества, когда он работает девятый час подряд, а дома его ждут тетради и подготовка к завтрашним урокам? Чем крупнее населенный пункт и школа, тем острее проблема», — поделилась в сообществе Педсовета директор образовательного комплекса «Слобожанщина» в Белгородской области Лариса Трубина.

Отдельная проблема — споры между педагогами и родителями на тему того, должен ли воспитатель ГПД проверять выполнение домашних заданий учеников. Согласно п. 3.3 все той же должностной инструкции, воспитатель должен организовать процесс выполнения домашних заданий, то есть создать для этого благоприятную среду, а вот проверять — уже дело учителя. 

«Нанимайте няню, репетитора и психолога для своих детей. Платите им и права качайте. Будете иметь на это полное право», — считает анонимный пользователь учительского сообщества в сети «ВКонтакте».

Решение о том, организовывать продленку или нет, в каком формате она будет проходить и сколько стоить, сейчас остается за самой школой. Общие же правила работы ГПД регулируются отдельным положением. 

Наставник

За появление в школе отдельной должности учителя-наставника проголосовало меньше всего опрошенных Педсоветом педагогов — всего 7,9 процента.

А ведь именно эту должность вместе с учителем-методистом в качестве перспективы вертикального роста педагогов Госдума предложила ввести в российских школах в 2020 году. Реализация проекта была запланирована на 2021 год, но ее пришлось перенести из-за пандемии.

Новая система аттестации учителей должна исключить ситуацию, когда уборщик и опытный педагог получают одну и ту же зарплату, и дать возможность учителям расти не только по административной линии, но и в своей профессии.

Систему «начинающий учитель — учитель первой категории — учитель высшей категории», где фактически на всех трех этапах педагог занимается одинаковой деятельностью, было предложено заменить на новую. Она предполагает три другие ступени: учитель, учитель-методист и учитель-наставник.

Учитель-методист будет заниматься разработкой новых педагогических технологий, а наставник — помогать молодым учителям освоиться в школе.

«Встраивание в интегрированный оклад новых должностей «учитель-наставник», «учитель-методист» приведет к еще большему неравенству в оплате труда. И сейчас многие педагоги обоснованно сомневаются в справедливости существующих систем аттестации, а что будет с наставниками и методистами, не знает никто», — выражает обеспокоенность Всеволод Луховицкий, член совета профсоюза «Учитель». 

Сами учителя также высказывают обеспокоенность нововведениями.

«В условиях пандемии учителя работают буквально на пределе. Однако вместо того, чтобы хоть как-то облегчить нашу жизнь, Министерство только заваливает нас дополнительными отчетами и требованиями. <…> С учителями-методистами и наставниками начнется та же история с навязыванием новых квалификаций. В результате внутри учебных заведений будет происходить перераспределение средств между педагогами, которые готовы тратить время на получение новых званий, и учителями, которые просто хотят спокойно учить детей», — говорит Наталья Смирнова, учитель русского языка и литературы. 

Итоги

В дополнении к опросу Педсовета педагоги в свободной форме выразили свои пожелания относительно новых должностей в школах. По их мнению — хоть шутливому, но вполне резонному, — учебным заведениям не хватает «заполнителя ненужных бумаг и составителя отчетов», мифического «советского педагога» и личного помощника для каждого учителя.

Получается, что наиболее востребованным изменением в структуре российских школ является не столько появление новых специальностей, сколько снижение нагрузки и разделение уже существующих должностей. В частности, педагога-предметника и классного руководителя. Этот больной вопрос учителя выносят на всеобщее обсуждение уже не один год, но добиться радикальных изменений пока не удается.


Источник