Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Школьное образование в Японии — одно из лучших в мире. Это подтверждают международные рейтинги. Для того, чтобы быть лидерами, японским ученикам приходится немало потрудиться: после уроков — обязательные кружки, после кружков — репетиторы. На выходных и каникулах горы домашнего задания. Как справляются школьники с нагрузками и чему можно поучиться у японской системы образования, рассказывают русские мамы японских учеников.
С чего всё начинается
Учебный год в Японии начинается в апреле и состоит из трех триместров. Каникулы у школьников длятся в общей сложности около двух месяцев: зимние, весенние и самые длинные — чуть больше месяца — летние.
Японское правительство гарантирует начальное (шесть лет) и среднее (три года) бесплатное школьное образование. Дальше старшая школа — необязательная, платная, но очень востребованная.
Вообще, главная цель почти каждого японского ребенка, к которой он идет с детского сада, — поступить в хорошую старшую школу, чтобы потом попасть в престижный вуз. Эта образовательная цепочка гарантирует высокооплачиваемую работу и высокий уровень жизни.
В школу идут все дети, кому исполнилось шесть лет, неважно, когда — 31 марта или 10 апреля. Поэтому в одном классе могут оказаться ученики с разницей в возрасте почти год.
В начальной школе почти нет оценок и серьезных контрольных работ. Баллы ставятся только для перевода в следующий класс. Пишут младшеклассники простым карандашом, чтобы была возможность исправить ошибки. Домашнего задания мало: на его выполнение должно тратиться не больше 15 минут.
Школьной формы в начальных классах чаще всего нет. Но со второго класса ученики получают два стандартных головных убора — для лета и для зимы. Школа официально уведомляет родителей, когда их следует менять. Также на протяжении шести лет младшеклассники носят одинаковые рюкзаки — «рандосэру». В более консервативных школах рюкзаки определенного цвета: девочки носят красный, мальчики — черный.
Красные рандосэру в Японии носят девочки. Источник: Wikipedia
Главная цель начальной школы — научить правильному поведению, дисциплине, самостоятельности, уважению, состраданию, организованности.
Правильное поведение — это обязательное приветствие, уважение учителей и старших учеников, послушание, чистоплотность, дисциплинированность.
Самостоятельности детей учат с первых дней учебы. Уже в первом классе ученики должны добираться до школы сами. По рассказам родителей, провожать и встречать детей нельзя, телефон в школе запрещен (пользоваться им можно только в старших классах). Младшеклассники ходят в школу группами под руководством старшего 12-летнего школьника. Чтобы детей было хорошо видно при переходе через дорогу, в первом классе им выдают ярко-желтые шапочки.
С первых же классов дети сами с помощью и под руководством учителя убирают в школьных помещениях. После уроков они остаются, чтобы навести порядок в классе и коридорах.
Столовых в японских школах нет, поэтому обедают ученики в классах. Дежурные накладывают еду и после убирают.
«Дети по очереди сервируют столы и подносы. В школе выдают халат, платок на голову и сумочку, куда это все складывается. После дежурства дети приносят вещи домой для стирки и глажки и передают следующему. Каждый день кто-то из ребят должен исполнять обязанности повара, а кто-то — уборщика. Позволяя детям самим справляться с чашками и поварешками, преподаватели учат ребят быть самодостаточными», — рассказывает мама ученицы третьего класса Ольга.
Вообще школьные обеды в Японии можно назвать частью учебного процесса. Помимо того, что ученики учатся обслуживать себя, они еще и привыкают правильно питаться. Школьное меню составляется на месяц и выдается родителям, в нем указывается состав блюд и подробное содержание углеводов, белков, жиров.
Сбалансированный школьный обед едят прямо за партой. Источник: Instagram
Одна из важных особенностей японских школ — ежегодная перетасовка детей и учителей. Каждый год меняется состав класса. В конце учебного года ученики подают в администрацию по три имени учеников, с которыми они бы хотели или не хотели учиться. По возможности эти пожелания учитываются.
«Перетасовка детей в классах происходит не случайно, как многие думают. При смене класса учитываются многие моменты: стараются, чтобы в каждом классе был одинаковый средний балл, то есть одинаковое соотношение сильных и слабых учеников. Хорошие отношения с одноклассниками. Равномерно распределяются по классам дети-лидеры и, наоборот, дети, которым нужно особое внимание. Двойняшек определяют в разные классы. Стараются, чтобы в каждом классе был ученик, играющий на пианино», — говорит Елена Таке, живущая в Японии и воспитывающая троих сыновей-школьников.
Каждый год происходит и смена учителя в классе, а каждые три-четыре года учителей переводят из школы в школу. Это делается для того, чтобы не было любимчиков в классе, а также чтобы не было сильных и слабых школ.
Сбалансированные обеды, смена состава класса, отсутствие оценок в начальных классах — на эти сильные стороны обращают внимание русские родители японских учеников.