Учиться по собственному желанию! Как повысить мотивацию у школьников?

Настоящую мотивацию к получению знаний не купишь за оценки или деньги. Ценность первых часто оспаривается, а вторые только развращают ребёнка. Учёба наиболее эффективна тогда, когда школьник усердно занимается не потому, что его заставляют или подкупают, а потому, что ему самому это искренне интересно. Как воплотить эту идеальную картинку в реальность, рассказывает Ольга Агафонова, нейропсихолог и эксперт журнала «Psychologies».

В психологии нет понятия «лень», а есть понятие «отсутствие мотивации». Лень — это социальное название комплекса причин, мешающих нам сделать что-либо. Когда мы говорим «не могу, потому что…» и убираем все причины и «заслоны», остаётся только «не хочу». Особенно виртуозно «не хотеть учиться» получается у школьников. И на это влияют многие факторы: усталость, потеря интереса к предмету, чрезмерный гнёт со стороны учителя и родителей.

Работаем в тандеме

Для того, чтобы повысить интерес ребенка к предмету и мотивировать его учиться, семья и педагог должны работать в паре. Если дома принято читать, получать новые знания и навыки, дети это считывают, и пример взрослых их мотивирует сам по себе. Ребята понимают: родители это делают не потому, что их кто-то заставляет, а потому что им самим интересно. 

Очень важно то, как родители проявляют своё отношение к отметкам. Школьная оценочная система зачастую субъективна. Она часто вызывает неврозы у детей, и при этом не даёт объективной оценки знаний. Если повышенная требовательность к отметкам идёт и со стороны семьи, и со стороны учителя, это психологически очень перегружает детей.

Совместная задача педагога и семьи состоит в том, чтобы показать ребенку, что учиться следует не ради пятёрок, а ради удовлетворения своего интереса. Необходимо сосредоточиться на тех предметах, которые действительно увлекают школьника. Тогда произойдёт компенсация: ребёнку не придется все силы тратить, например, на нелюбимую математику, и выделенное время он сможет посвятить тем дисциплинам, которые ему действительно нравятся. 

Я много консультирую родителей подростков, которые готовятся к экзаменам в выпускных классах. Что можно сказать об этих детях? Бледный вид, «макаронная» походка… У них все дни расписаны для занятий с репетиторами, и для отдыха и увлечений не остаётся свободного времени. Очень трудно объяснить родителям, а тем более учителям, что ребенок не может быть успешным по всем предметам, это удаётся единицам. Если педагог понимает, что его дисциплина, скажем так, не «в фаворе» у ребёнка, он в первую очередь должен вспомнить о том, что учитель — это помогающая профессия. Он помогает детям получить знания, участвует в становлении их личности и не должен её травмировать. Например, на ребёнка с хорошими результатами по предмету учитель может возложить большую нагрузку, а к слабому ученику, наоборот, предъявлять более мягкие требования.

Говорим с детьми на одном языке

Чтобы повысить мотивацию учеников, учитель может использовать разные приёмы. Во-первых, он должен стараться разговаривать с детьми на одном языке. Что это значит? Часто ребята не знают, для чего им нужны те или иные знания или с трудом воспринимают язык, терминологию предмета. Но учитель может адаптировать стиль изложения материала под свою аудиторию и объяснять тему с помощью ярких образов, понятных сравнений и метафор. Я знаю одного преподавателя физики, который так наглядно и живописно рассказывает про центробежную силу, что даже самому заядлому гуманитарию всё становится ясно. Учителю полезно «омолаживать» свою речь, чтобы его лучше понимали дети. Это не значит, что нужно заискивать перед учениками. Просто можно перенести акцент с догматизма («Математика — царица всех наук!») на то, чем этот предмет поможет им в жизни. Тогда и результатом будет: «Посмотри, какая математичка крутая!». 

Детей хорошо стимулируют учиться конкуренция и соревновательные элементы, но их нужно применять с осторожностью. Конкуренция должна быть мягкой, без жёстких условий для проигравших и отстающих. Ну и, конечно, нужно чаще хвалить учеников. Если педагог поощряет не из лести, а по делу — это лучшая награда. Еще важно подбадривать тех, у кого что-то не вышло, давать установку на рост, а не забивать критикой: «Не получилось? Попробуй ещё раз, ты можешь лучше!».

Комментарий «ЯКласс»: в соревновательных занятиях учитель может использовать ТОПы «ЯКласс». Это главный мотивирующий раздел сайта — соревнования по количеству баллов, набранных за правильное решение заданий. ТОПы «ЯКласс» делятся на три уровня: ТОП одноклассников; ТОП классов в учебном заведении и ТОП учебных заведений в рамках населённого пункта, региона, страны.

Важный момент: если кому-то из детей соревнования не нравятся, если в условиях сравнения с другими ребёнок чувствует себя некомфортно, то в настройках профиля он может задать режим «невидимка». В этом случае информацию о количестве баллов и освоенных заданиях увидят только родители и учителя, но при этом она будет скрыта от остальных.

SOS: если педагог потерял мотивацию


Источник