Для одних учеников урок изобразительного искусства — это островок отдыха и возможность выразить себя. Для других — шаблонное рисование геометрических фигур, а у третьих оценки получают родители, которые вместо своих чад рисуют пейзажи и натюрморты. Разбираемся, как проходит урок ИЗО в современной школе, и чему должны научиться будущие Пикассо и Дали.
От шаблона к креативу
Уроки сейчас и уроки 15 лет назад — абсолютно разные по содержанию и форме. Если раньше учителю достаточно было прикрепить на доску одну картину и показать ученикам технику в которой она выполнена, то сейчас программа стала разнообразней, насыщенней и глубже. Дети узнают много теории, учатся анализировать работы известных художников, различают жанры.
Артем Петров, учитель ИЗО в московской школе № 2065, отмечает, что основные изменения — это не техники рисования, а сама цель урока:
«Я стараюсь через искусство, как через фильтр, пропускать все предметы. Интегрировать их в урок, чтобы образовательное пространство было цельным» — рассказывает педагог.
Например, узнав что по истории ребята проходят геральдику, Артем предлагает ученикам нарисовать герб своей семьи, школы. Или поговорив с учителем литературы, как бы случайно предлагает проиллюстрировать книгу, которую именно сейчас изучает класс. Или включает в уроки ИЗО элементы геометрии — юные художники рисуют пирамиды и конусы, ищут геометрические фигуры во всех предметах. Так школьники находят практическое применение всем предметам, даже не покинув класс.
Выставка работ после урока ИЗО в школе № 2065
Академизм — это основа
Тем не менее, традиционные, академические знания никто не отменял.
Татьяна Гилева, учитель изобразительного искусства столичной школы № 2120:
«Без азов не получится креатива. Даже самые известные художники-абстракционисты, такие как Сальвадор Дали или Казимир Малевич, начинали свой творческий путь именно с традиционной школы».
Цветоведение, смешение цветов, законы перспективы — все это неотъемлемая часть уроков в школе № 2120. Но каждая академическая тема это и пространство для творчества. Например, после того как школьники прошли строение человека и научились рисовать фигуры, Татьяна предлагает создать выставку шаржей и в шуточной форме нарисовать своего соседа по парте. Кроме того, в школе существует традиция — на последнем уроке перед каникулам ребята рисуют чек-лист в виде комикса, в котором строят планы на предстоящие дни.
Чтобы сохранить баланс между академизмом и свободным творчеством, педагоги советуют всему уделять свое время.
«В возрасте до 10 лет детей надо только поддерживать, а потом, когда ребенок начинает изучать академические азы, их легкая смелость уже исчезает, начинаются штампы. Тогда стоит начинать учить свету и теням, а пока они не боятся быть смелыми в искусстве, надо просто дать им такую возможность», — объясняет учитель школы № 1354 (Москва) Инна Егорова.
Урок ИЗО в школе № 1354 «Вектор»
Артем Петров знакомит учеников с различными техниками: «по-сухому», «по-мокрому», на мятой бумаге, «пушистой» и «стеклянной штриховке». Но главным в уроке считает интерес и не забывает его подогревать. Например, его ученики часто становятся промышленными дизайнерами и в команде придумываю дизайн этикеток для сухариков, газировки и мороженого. В школе № 2065 даже начинать рисунок любят нестандартно: чаще всего самые яркие шедевры рождаются из кляксы или обычного пятна посередине листа.
Как развить креативность
Чтобы муза посещала учеников чаще, если не постоянно, педагоги советуют придерживаться таких правил:
- Задавать тему.
Татьяна Гилева говорит, что для ее учеников нет ничего хуже, чем свободная тема. А как только даешь хоть какой-то вектор или ограничиваешь творчество определенными условиями, мозг сразу начинает генерировать идеи.
- Не ждать вдохновения.
В искусстве, как и в еде — аппетит приходит во время еды. Поэтому не стоит сидеть и ждать музу, лучше брать в руки кисть или карандаш и начинать творить, а вдохновение подтянется в процессе.
- Носить с собой блокнотик.
Инна Егорова советует всегда иметь при себе блокнот, куда можно записать, а лучше зарисовать внезапно пришедший образ.
- Ограничить просмотр мультфильмов.
О вреде мультфильмов для фантазии и творчества рассказывает педагог-психолог Марина Озерова в своей книге «О детском рисовании».
- Смеяться и смешить детей.
Смех снижает уровень кортизола и стимулирует те зоны коры головного мозга, которые отвечают за креативность.