Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Любой, даже самый опытный учитель, может потерять контроль над ситуацией на уроке и оказаться среди неуправляемого класса: дети шумят, не слушают, кто-то на грани драки, ползает под столами или кидается предметами. Благотворительный фонд «Шалаш» собрал несколько практик, которые помогут остановить беспорядок в классе и вернуть внимание учеников.
Для младшей и средней школы
В этом возрасте детям бывает тяжело надолго сфокусироваться, поэтому часто шум в классе — сигнал о том, что нужно отвлечься и переключить внимание. Для этого есть несколько приемов.
Дирижерский жест завершения
Любой заметный жест (например, дугообразное движение руками сверху вниз) даст вам несколько секунд на то, чтобы что-то сказать и привлечь внимание учеников. Этот прием помогает в ситуациях, когда в классе так шумно, что добиться внимания голосом невозможно
Слово для остановки
Выберите вместе с классом специальное слово и правило для него: как только учитель произносит это слово, в классе должно стать тихо. Например, если это слово «Бангладеш» — в классе должно стать настолько тихо, чтобы можно было услышать, что происходит в стране Бангладеш
Радио
Метод заключается в том, что когда учитель поднимает руку, все звуки в классе должны становиться громче, а когда отпускает — тише. Как в примере со словом «Бангладеш», так и в этом случае дети получают возможность пошуметь, выпустить энергию, и при этом видят, что учитель не сердится на них за это, а включает их потребность в игру и становится в ней лидером.
Этот прием хорошо работает в младших классах, даже если класс не шумит. Например, когда дети устали и им уже сложно фокусироваться на занятии
Загибание пальцев
Учитель просит каждого в классе поднять руку вверх и загибать пальцы, проговаривая инструкцию и дальнейшие шаги. Например:
«Сейчас мы сядем за стол — загибаем большой палец; возьмем листы — загибаем указательный; запишем — загибаем средний» и так далее.
Суть метода в том, что через физические действия ученикам бывает проще воспринять информацию, чем зафиксировать ее на слух.
Для старшеклассников
Как правило, когда урок выходит из-под контроля в 8–11 классах, проблема намного шире — подросткам тоже нужны перерывы, чтобы сохранять концентрацию, но при этом в силу возраста и условий, старшеклассники часто подвержены сильному стрессу за пределами урока. Основные факторы:
- сложности в отношениях со сверстниками;
- большая нагрузка из-за грядущих экзаменов;
- сильные эмоции, которые трудно выразить;
- давление со стороны взрослых из-за учебы или подготовки к поступлению;
- переутомление, проблемы со сном;
- напряженные отношения в семье;
Поэтому задача учителя — снизить уровень стресса на самом уроке. Это получится сделать несколькими способами.
Создайте предсказуемые условия
Старайтесь сделать урок предсказуемым для класса. Например, в начале расскажите, по какому плану вы сегодня занимаетесь. Вывесите или напишите этот план на доске, чтобы дети могли отслеживать по нему ход занятия.