Усатый нянь: может ли мужчина быть воспитателем в детском саду?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Встретить мужчину-воспитателя в детском саду — большая редкость. Согласно исследованию ВШЭ за 2020 год, 96,4 процента воспитателей государственных садов в России — женщины. Причин у текущего положения дел много: от стереотипов, что воспитание детей — дело женское, а мужчина должен зарабатывать, до гипертрофированных родительских страхов. Педсовет решил узнать, как относятся к мужчинам-воспитателям работники сада, родители, что думает психолог, а также как живется воспитателю из Санкт-Петербурга Глебу Яхонтову.

Что думают родители

В 2019 году Педагогический университет Кракова провел опрос среди родителей дошкольников, в ходе которого выяснилось, что около 70 процентов мам и пап не хотели бы оставлять своих детей с мужчиной-воспитателем. Всякое незнакомое явление кажется подозрительным, и родители зачастую видят в намерении мужчины стать воспитателем скрытые смыслы:

Светлана, г. Санкт-Петербург, 36 лет, дочери 4 года: 

«Я думаю, что мужчине нужно кормить семью, а на зарплату воспитателя это, увы, очень сложно. Отсюда мысли закрадываются: с какой целью он пришел на эту работу? Первое, что приходит на ум, — к сожалению, насилие».

Лиза, г. Санкт-Петербург, 34 года, дочери 1 год: 

«В странах Европы из-за страха педофилии стали даже запрещать Санта-Клаусам в торговых центрах сажать детишек на колени ради фото. Что уж говорить о том, чтобы на целый день оставить ребенка с малознакомым мужчиной».

Доверяют же воспитателям-мужчинам преимущественно те, кто уже сталкивался с ними в реальной жизни или родители продвинутых взглядов. На вопрос Педсовета родителям разного возраста «Доверили бы вы своего ребенка мужчине-воспитателю?» они отвечали следующее:

Алина, г. Санкт-Петербург, 36 лет, сыну 1 год:

«Тут не столь важен пол воспитателя, сколько его личные качества и мотивация для работы с детьми. Я часто встречала мужчин, хорошо ладящих с детьми, правда они не обязательно были воспитателями. К примеру, директор Музея кочевой культуры в Москве отлично ладит с ребятишками и понимает их, умопомрачительные интерактивные лекции ведет».

Анастасия, г. Тихвин, 30 лет, дочери 6 лет:

«Доверила бы, предварительно пообщавшись и узнав, что за человек. Еще опросила бы родителей детей, с которыми он уже занимался».

Фёдор, г. Ульяновск, 27 лет, сыну 3 месяца:

«Лучше, если воспитатель все-таки женщина, у них от природы есть материнский инстинкт. Мужчина на таком посту смутит, но, если выбора нет, сопротивляться не буду. Но присмотрюсь, как минимум».

Что думают работники сада

Из-за редкости такого явления директора и заведующие детскими садами относятся к соискателям-мужчинам не без настороженности: не только из-за вопросов безопасности, но и просто из-за сомнений — справится ли.

Заведующая садом «Желтый ручеек» (г. Санкт-Петербург) Зинаида Петрова рассказывает, что изначально мужчин в их саду рассматривали только на должность охранников, завхозов или на крайний случай уборщиков. И вот однажды в сад пришел наниматься мужчина средних лет по имени Валера. Его интересовала работа в охране. Физическая подготовка и телосложение были соответствующие, за плечами — армия, образ дополняла безукоризненная вежливость, поэтому его без раздумий взяли. 

Большую часть времени садику ничего не угрожало, и Валере становилось скучно сидеть. Тогда он обходил «владения» по периметру — и разминка, и польза. В процессе мог обратиться к кому-то из мальчишек: «Ну что, как обстановка по нашу сторону фронта?». И ребенок ему со всей отвественностью заявлял: «Сегодня все полном порядке!» — а затем бежал на «смотровой пункт» на лазалке, чтобы следить, не угрожает ли что родному саду.

Вскоре дошло до того, что ежедневного обхода охранника дети стали ждать с самого утра, он оказался для них настоящим праздником. Ребята называли Валеру «Генералиссимус ВДВ» и каждый день мечтали получить очередное «особо важное задание». 

«С прихода Валеры в сад прошло уже десять лет, а дети его по-прежнему обожают. Хотя это другое поколение, „войнушки“ их не интересуют, с „генералиссимусом ВДВ“ малыши всегда счастливы поболтать. У ребят улучшилась дисциплина, они стали сплоченнее. Сейчас я думаю, что неважно — женщина или мужчина. Главное — чтобы человек любил то, чем занимается, и понимал всю ответственность за детей», — говорит заведующая.

На форуме воспитателей в популярной социальной сети ВКонтакте положительных отзывов о мужчинах в детских садах тоже значительно больше, чем негативных:

Елена Улитина

«На моей практике был воспитатель-мужчина. Он играл с мальчишками в „войнушку“ на прогулке, с девочками катал коляски, дети его обожали! Есть женщины-сварщики, почему не может быть мужчин-воспитателей? Я такое только одобряю и приветствую».

Ксения Рыбаченко

«Существует мнение, что „мужчина — до старости ребенок“. Я в позитивной его части это мнение разделяю. Именно в плане того, как мужчина может самозабвенно и от души играть, приводить этой игрой в восторг детей, а на детские проблемы способен посмотреть „детскими глазами“, с пониманием, что ли…»

Что думает психолог

Детский психолог Татьяна Ефимова связывает опасения родителей с устоявшимися традициями в воспитании детей, в особенности — маленьких:

«Считается, что воспитание маленьких детей — исконно женское занятие. Так привыкли думать и мужчины, и женщины. Традиции полностью искоренить невозможно, они формируют общественное мнение». 

Сама психолог рекомендует больше фокусировать внимание не на стереотипах, а на психологических чертах «безопасного» воспитателя, таких как:

  • открытость в общении с детьми;
  • искреннее желание и умение их обучать;
  • навык грамотной коммуникации с родителями;
  • творческий подход к деятельности;
  • стрессоустойчивость.

Отдельно Татьяна отмечает важность присутствия фигуры мужчины для воспитания мальчиков и девочек:

«В дошкольном возрасте дети формируют различные паттерны поведения друг с другом, со своим и с противоположным полом. Наличие воспитателя-мужчины особенно важно, если учесть, что какие-то дети воспитываются без отца или их отец очень занят работой». 

Когда общение происходит структурированно, в рамках образовательного учреждения, — это очень хороший вариант. Например, девочкам, которые растут без отца, он дает возможность избежать страха коммуникации с противоположным полом в будущем. Мальчикам — пример для подражания. 

Психолог считает, что мир не стоит на месте, уже давно никто не удивляется, когда видит женщину на активной «мужской» должности, поэтому и мужчины-воспитателя сторониться странно:

«Те мужчины, которые сознательно идут в воспитатели, несмотря на все минусы и недосказанности, точно занимаются этим по призванию. Много, например, педагогов-мужчин, работающих с маленькими детьми в сфере реабилитации, дефектологии».

История петербургского воспитателя Глеба Яхонтова 

Глебу Яхонтову 24 года, он воспитатель в детском саду № 95 Выборгского района Санкт-Петербурга. До этого работал там же сторожем, отслужил в армии, год руководил детской театральной студией. 

Стать педагогом Глеб решил довольно рано:

«Все произошло спонтанно. После девятого класса я выбирал профессию, опираясь на личные интересы, выписал пару специализаций, в том числе и педагогическую. Походил по разным учреждениям, больше всего мне приглянулся именно педагогический колледж. Предпосылки к педагогике были всегда. В юношеском возрасте одной из любимых игр была „учитель и ученик“. Учить и воспитывать друзей, людей вокруг приходится и по сей день».

С открытым неприятием на работе ему сталкиваться не приходилось. Коллектив сада изначально встретил новичка в своих рядах приветливо. Растерянные родительские взгляд поначалу встречались. Причем, как ни странно, в основном от родителей из других групп. Родители детей из группы Глеба как-то сразу положительно отнеслись к идее, что присматривать за детьми будут и мужчина, и женщина (помощник воспитателя). Впрочем, и к скептикам Глеб относится нормально:

«Сильного общественного давления не было. Все чаще умиляются, удивляются, многих мой выбор приятно шокирует. Но были и есть люди, верящие в стереотипы а-ля „воспитание — исключительно женское дело“. Правда, они никогда не говорили мне об этом напрямую». 

Работу воспитателем Глеб совмещает с учебой в Российском государственном институте сценический искусств. Вместе с воспитанниками он поставил спектакль «Кошкин дом». В детях Глеб видит самых беспристрастных критиков, которые еще не научились врать и открыто выражают эмоции:

«Быть воспитателем — отличная практика для будущего актера, ведь дети чувствуют любую фальшь. Если не быть с ними искренним, они это сразу раскусят, их отношение изменится. Работа позволяет примерять разные роли: например, волшебника. Дети не осуждают тебя, даже если ты дурачишься». 

При этом панибратства Глеб не допускает. Считает, что на этой ответственной работе нужно быть проводником во взрослый мир, а не дурашливым «ровесником». Дети воспитателям доверяют, а они, в свою очередь, должны сделать все, чтобы в сотрудничестве с родителями вырастить из них настоящих людей.

Глеб считает, что опыт работы воспитателем пригодится ему в будущем, когда он заведет собственную семью:

«Работа воспитателем — это репетиция того, как быть потенциально хорошим отцом со знанием тонкостей в вопросах психологии и воспитании детей. В идеальном мире всем будущим родителям следовало бы проходить подобную практику перед тем, как заводить ребенка».


Источник