Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Встретить мужчину-воспитателя в детском саду — большая редкость. Согласно исследованию ВШЭ за 2020 год, 96,4 процента воспитателей государственных садов в России — женщины. Причин у текущего положения дел много: от стереотипов, что воспитание детей — дело женское, а мужчина должен зарабатывать, до гипертрофированных родительских страхов. Педсовет решил узнать, как относятся к мужчинам-воспитателям работники сада, родители, что думает психолог, а также как живется воспитателю из Санкт-Петербурга Глебу Яхонтову.
Что думают родители
В 2019 году Педагогический университет Кракова провел опрос среди родителей дошкольников, в ходе которого выяснилось, что около 70 процентов мам и пап не хотели бы оставлять своих детей с мужчиной-воспитателем. Всякое незнакомое явление кажется подозрительным, и родители зачастую видят в намерении мужчины стать воспитателем скрытые смыслы:
Светлана, г. Санкт-Петербург, 36 лет, дочери 4 года:
«Я думаю, что мужчине нужно кормить семью, а на зарплату воспитателя это, увы, очень сложно. Отсюда мысли закрадываются: с какой целью он пришел на эту работу? Первое, что приходит на ум, — к сожалению, насилие».
Лиза, г. Санкт-Петербург, 34 года, дочери 1 год:
«В странах Европы из-за страха педофилии стали даже запрещать Санта-Клаусам в торговых центрах сажать детишек на колени ради фото. Что уж говорить о том, чтобы на целый день оставить ребенка с малознакомым мужчиной».
Доверяют же воспитателям-мужчинам преимущественно те, кто уже сталкивался с ними в реальной жизни или родители продвинутых взглядов. На вопрос Педсовета родителям разного возраста «Доверили бы вы своего ребенка мужчине-воспитателю?» они отвечали следующее:
Алина, г. Санкт-Петербург, 36 лет, сыну 1 год:
«Тут не столь важен пол воспитателя, сколько его личные качества и мотивация для работы с детьми. Я часто встречала мужчин, хорошо ладящих с детьми, правда они не обязательно были воспитателями. К примеру, директор Музея кочевой культуры в Москве отлично ладит с ребятишками и понимает их, умопомрачительные интерактивные лекции ведет».
Анастасия, г. Тихвин, 30 лет, дочери 6 лет:
«Доверила бы, предварительно пообщавшись и узнав, что за человек. Еще опросила бы родителей детей, с которыми он уже занимался».
Фёдор, г. Ульяновск, 27 лет, сыну 3 месяца:
«Лучше, если воспитатель все-таки женщина, у них от природы есть материнский инстинкт. Мужчина на таком посту смутит, но, если выбора нет, сопротивляться не буду. Но присмотрюсь, как минимум».
Что думают работники сада
Из-за редкости такого явления директора и заведующие детскими садами относятся к соискателям-мужчинам не без настороженности: не только из-за вопросов безопасности, но и просто из-за сомнений — справится ли.
Заведующая садом «Желтый ручеек» (г. Санкт-Петербург) Зинаида Петрова рассказывает, что изначально мужчин в их саду рассматривали только на должность охранников, завхозов или на крайний случай уборщиков. И вот однажды в сад пришел наниматься мужчина средних лет по имени Валера. Его интересовала работа в охране. Физическая подготовка и телосложение были соответствующие, за плечами — армия, образ дополняла безукоризненная вежливость, поэтому его без раздумий взяли.
Большую часть времени садику ничего не угрожало, и Валере становилось скучно сидеть. Тогда он обходил «владения» по периметру — и разминка, и польза. В процессе мог обратиться к кому-то из мальчишек: «Ну что, как обстановка по нашу сторону фронта?». И ребенок ему со всей отвественностью заявлял: «Сегодня все полном порядке!» — а затем бежал на «смотровой пункт» на лазалке, чтобы следить, не угрожает ли что родному саду.
Вскоре дошло до того, что ежедневного обхода охранника дети стали ждать с самого утра, он оказался для них настоящим праздником. Ребята называли Валеру «Генералиссимус ВДВ» и каждый день мечтали получить очередное «особо важное задание».
«С прихода Валеры в сад прошло уже десять лет, а дети его по-прежнему обожают. Хотя это другое поколение, „войнушки“ их не интересуют, с „генералиссимусом ВДВ“ малыши всегда счастливы поболтать. У ребят улучшилась дисциплина, они стали сплоченнее. Сейчас я думаю, что неважно — женщина или мужчина. Главное — чтобы человек любил то, чем занимается, и понимал всю ответственность за детей», — говорит заведующая.
На форуме воспитателей в популярной социальной сети ВКонтакте положительных отзывов о мужчинах в детских садах тоже значительно больше, чем негативных:
Елена Улитина:
«На моей практике был воспитатель-мужчина. Он играл с мальчишками в „войнушку“ на прогулке, с девочками катал коляски, дети его обожали! Есть женщины-сварщики, почему не может быть мужчин-воспитателей? Я такое только одобряю и приветствую».
Ксения Рыбаченко:
«Существует мнение, что „мужчина — до старости ребенок“. Я в позитивной его части это мнение разделяю. Именно в плане того, как мужчина может самозабвенно и от души играть, приводить этой игрой в восторг детей, а на детские проблемы способен посмотреть „детскими глазами“, с пониманием, что ли…»
Что думает психолог
Детский психолог Татьяна Ефимова связывает опасения родителей с устоявшимися традициями в воспитании детей, в особенности — маленьких:
«Считается, что воспитание маленьких детей — исконно женское занятие. Так привыкли думать и мужчины, и женщины. Традиции полностью искоренить невозможно, они формируют общественное мнение».
Сама психолог рекомендует больше фокусировать внимание не на стереотипах, а на психологических чертах «безопасного» воспитателя, таких как:
- открытость в общении с детьми;
- искреннее желание и умение их обучать;
- навык грамотной коммуникации с родителями;
- творческий подход к деятельности;
- стрессоустойчивость.
Отдельно Татьяна отмечает важность присутствия фигуры мужчины для воспитания мальчиков и девочек:
«В дошкольном возрасте дети формируют различные паттерны поведения друг с другом, со своим и с противоположным полом. Наличие воспитателя-мужчины особенно важно, если учесть, что какие-то дети воспитываются без отца или их отец очень занят работой».
Когда общение происходит структурированно, в рамках образовательного учреждения, — это очень хороший вариант. Например, девочкам, которые растут без отца, он дает возможность избежать страха коммуникации с противоположным полом в будущем. Мальчикам — пример для подражания.
Психолог считает, что мир не стоит на месте, уже давно никто не удивляется, когда видит женщину на активной «мужской» должности, поэтому и мужчины-воспитателя сторониться странно:
«Те мужчины, которые сознательно идут в воспитатели, несмотря на все минусы и недосказанности, точно занимаются этим по призванию. Много, например, педагогов-мужчин, работающих с маленькими детьми в сфере реабилитации, дефектологии».
История петербургского воспитателя Глеба Яхонтова
Глебу Яхонтову 24 года, он воспитатель в детском саду № 95 Выборгского района Санкт-Петербурга. До этого работал там же сторожем, отслужил в армии, год руководил детской театральной студией.
Стать педагогом Глеб решил довольно рано:
«Все произошло спонтанно. После девятого класса я выбирал профессию, опираясь на личные интересы, выписал пару специализаций, в том числе и педагогическую. Походил по разным учреждениям, больше всего мне приглянулся именно педагогический колледж. Предпосылки к педагогике были всегда. В юношеском возрасте одной из любимых игр была „учитель и ученик“. Учить и воспитывать друзей, людей вокруг приходится и по сей день».
С открытым неприятием на работе ему сталкиваться не приходилось. Коллектив сада изначально встретил новичка в своих рядах приветливо. Растерянные родительские взгляд поначалу встречались. Причем, как ни странно, в основном от родителей из других групп. Родители детей из группы Глеба как-то сразу положительно отнеслись к идее, что присматривать за детьми будут и мужчина, и женщина (помощник воспитателя). Впрочем, и к скептикам Глеб относится нормально:
«Сильного общественного давления не было. Все чаще умиляются, удивляются, многих мой выбор приятно шокирует. Но были и есть люди, верящие в стереотипы а-ля „воспитание — исключительно женское дело“. Правда, они никогда не говорили мне об этом напрямую».
Работу воспитателем Глеб совмещает с учебой в Российском государственном институте сценический искусств. Вместе с воспитанниками он поставил спектакль «Кошкин дом». В детях Глеб видит самых беспристрастных критиков, которые еще не научились врать и открыто выражают эмоции:
«Быть воспитателем — отличная практика для будущего актера, ведь дети чувствуют любую фальшь. Если не быть с ними искренним, они это сразу раскусят, их отношение изменится. Работа позволяет примерять разные роли: например, волшебника. Дети не осуждают тебя, даже если ты дурачишься».
При этом панибратства Глеб не допускает. Считает, что на этой ответственной работе нужно быть проводником во взрослый мир, а не дурашливым «ровесником». Дети воспитателям доверяют, а они, в свою очередь, должны сделать все, чтобы в сотрудничестве с родителями вырастить из них настоящих людей.
Глеб считает, что опыт работы воспитателем пригодится ему в будущем, когда он заведет собственную семью:
«Работа воспитателем — это репетиция того, как быть потенциально хорошим отцом со знанием тонкостей в вопросах психологии и воспитании детей. В идеальном мире всем будущим родителям следовало бы проходить подобную практику перед тем, как заводить ребенка».