Школьники часто берут вещи друг друга, и это не всегда происходит с разрешения владельца. Дети и подростки могут брать чужое не из злого умысла или намерения «украсть». Причины поступка во многом зависят от возраста ребёнка и ситуации в его семье. Эксперты фонда «Шалаш» рассказывают, почему дети берут чужое и как быть учителю, если в его классе пропала вещь.
Почему дети берут чужие вещи
Потому что не знают, что не все вещи «общие»
Многие вещи, которые понятны взрослым, могут быть неочевидными для ребёнка. Знания о том, как устроено всё вокруг приходят с опытом — дети учатся, когда совершают ошибки, слушают объяснения взрослым и наблюдают за тем, как ведут себя люди вокруг.
Собственность — одно из таких неочевидных понятий. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут не понимать, что вещь, которую они взяли, — чужая, и что забрав её они могут обидеть владельца.
Потому что не могут себя контролировать
Еще одна причина, по которой дети младшего возраста берут чужие вещи — это нехватка навыков. Умение контролировать свои импульсы, анализировать желания и думать о последствиях приходит не сразу. Поэтому если вещь нравится, то естественная для ребёнка реакция — взять ей.
Потому что так они решают проблему или сообщают о ней
Находясь в стрессовой ситуации ребенок может взять чужую вещь неосознанно, потому что не знает, как еще можно выразить сильные эмоции.
Кроме того, это происходит, когда ребёнок хочет обратить на себя внимание взрослых — в этом случае не важно, каким оно будет. Даже если его будут ругать, он будет в центре внимания родителей или учителей.
Часто взять чужое — это способ чего-то добиться. Например, восстановить справедливость и наказать того, кто не прав. Подростки могут забирать вещи одноклассников, чтобы не стать изгоями. В этом возрасте очень важно быть частью компании, поэтому подросток может совершать рискованные поступки, чтобы доказать, что ему «не слабо».
Ученик рассказал, что его вещь пропала. Что делать?
- Сохранять спокойствие
Прямо сейчас нет оснований считать, что вещь кто-то украл. Ребёнок мог её выронить в классе, потерять или вообще забыть дома. Скажите ученику, что вы сделаете всё возможное, чтобы найти вещь - Предложить классу поискать вещь вместе
Во время поисков поддерживайте владельца вещи и следите за атмосферой в классе. Не давайте другим детям искать виноватых и подозреваемых и играть в детективов — это подрывает доверие в коллективе - Связаться с родителями ребенка
Если поиски не дали результатов — свяжитесь с родителями ребёнка, чья вещь пропала
Предупредите родителей о произошедшем и попросите на всякий случай поискать вещь дома — бывает так, что она находится в карманах одежды или за шкафом. Скажите, что разберетесь в ситуации и сообщите, если будут новости.
Ребенок, потерявший вещь, уже и так пережил стресс, поэтому важно, чтобы дома не ругали и не выясняли подробности, а поддержали и предложили помощь. - Сообщить о пропаже родителям остальных учеников
Кратко опишите ситуацию: что именно пропало, чья это вещь, когда стало известно о пропаже. Объясните, что вещь могла потеряться, поэтому пока нет оснований подозревать в краже кого-то из учеников. Попросите родителей в спокойной обстановке поговорить с детьми и узнать, видели ли они что-нибудь. - Провести разговор с классом
Обсудите, что иногда люди берут чужое по какой-то причине. Это может случиться по разным причинам, даже по ошибке. Но человек в такой ситуации имеет возможность эту вещь вернуть — и важно этой возможностью воспользоваться. Поговорите с детьми о том, что может уберечь класс от таких ситуаций, и предложите составить правила (или пересмотреть те, которые уже есть). Например, можно оставлять личные вещи на время уроков в шкафу, а ценные вещи вообще не приносить в школу. Или перед уходом из класса внимательно проверять свои вещи и место, где ребёнок сидел — так можно найти не только свою вещь, но и чью-то утерянную. - Дать детям возможность вернуть вещь анонимно
Если вещь взял кто-то из учеников, ему может быть страшно и стыдно её возвращать. Даже если он осознал, что поступил неправильно и хочет исправиться, он может продолжать молчать и держать вещь у себя или даже выбросить её, чтобы не столкнуться с осуждением в школе и дома.Найдите уединенное место, где ребёнок может находиться один. Например, это может быть зона отдыха или шкаф в вашем классе. Поставьте туда ящик или коробку и расскажите об этом ученикам. Выделите несколько дней, в течение которых дети могут вернуть туда пропавшую вещь.
Проговорите, как это будет работать:
- Вещь можно вернуть не прямо сейчас, а в подходящий момент (мы рекомендуем дать детям не меньше двух дней, чтобы можно было выбрать момент, когда никого нет рядом)
- Вещь можно вернуть анонимно, то есть вы или кто-то другой не будете разбираться, кто это сделал
- Этот поступок не делает ребёнка «плохим». Ошибки бывают у всех, самое главное — может ли человек их признать и исправить
- Если кто-то нуждается в помощи или хочет что-то обсудить — он может прийти к учителю. Это касается как ребёнка, который взял вещь, так и всех остальных в классе, например, если они переживают из-за этой ситуации.
- Держать родителей в курсе событий
Рассказывайте, какие действия вы предприняли, чтобы разобраться в ситуации, и сообщайте новости о пропаже (нашлась или нет, видел ли её кто-то из детей). Это помогает родителям вернуть чувство контроля над происходящим и может уберечь от догадок и подозрений.
У фонда «Шалаш» есть сайт о трудном поведении «Метод». Там учителя найдут рекомендации, инструкции и полезные практики, которые помогут сделать образовательный процесс комфортным для всех его участников.