В классе пропала вещь: что делать учителю
Школьники часто берут вещи друг друга, и это не всегда происходит с разрешения владельца. Дети и подростки могут брать чужое не из злого умысла или намерения «украсть». Причины поступка во многом зависят от возраста ребёнка и ситуации в его семье. Эксперты фонда «Шалаш» рассказывают, почему дети берут чужое и как быть учителю, если в его классе пропала вещь.

Почему дети берут чужие вещи

Потому что не знают, что не все вещи «общие»

Многие вещи, которые понятны взрослым, могут быть неочевидными для ребёнка. Знания о том, как устроено всё вокруг приходят с опытом — дети учатся, когда совершают ошибки, слушают объяснения взрослым и наблюдают за тем, как ведут себя люди вокруг. 

Собственность — одно из таких неочевидных понятий. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут не понимать, что вещь, которую они взяли, — чужая, и что забрав её они могут обидеть владельца. 

Потому что не могут себя контролировать

Еще одна причина, по которой дети младшего возраста берут чужие вещи — это нехватка навыков. Умение контролировать свои импульсы, анализировать желания и думать о последствиях приходит не сразу. Поэтому если вещь нравится, то естественная для ребёнка реакция — взять ей. 

 

Потому что так они решают проблему или сообщают о ней

Находясь в стрессовой ситуации ребенок может взять чужую вещь неосознанно, потому что не знает, как еще можно выразить сильные эмоции. 

Кроме того, это происходит, когда ребёнок хочет обратить на себя внимание взрослых — в этом случае не важно, каким оно будет. Даже если его будут ругать, он будет в центре внимания родителей или учителей.

Часто взять чужое — это способ чего-то добиться. Например, восстановить справедливость и наказать того, кто не прав. Подростки могут забирать вещи одноклассников, чтобы не стать изгоями. В этом возрасте очень важно быть частью компании, поэтому подросток может совершать рискованные поступки, чтобы доказать, что ему «не слабо».

Ученик рассказал, что его  вещь пропала. Что делать?

  1. Сохранять спокойствие
    Прямо сейчас нет оснований считать, что вещь кто-то украл. Ребёнок мог её выронить в классе, потерять или вообще забыть дома. Скажите ученику, что вы сделаете всё возможное, чтобы найти вещь
  2. Предложить классу поискать вещь вместе
    Во время поисков поддерживайте владельца вещи и следите за атмосферой в классе. Не давайте другим детям искать виноватых и подозреваемых и играть в детективов — это подрывает доверие в коллективе
  3. Связаться с родителями ребенка
    Если поиски не дали результатов — свяжитесь с родителями ребёнка, чья вещь пропала
    Предупредите родителей о произошедшем и попросите на всякий случай поискать вещь дома — бывает так, что она находится в карманах одежды или за шкафом. Скажите, что разберетесь в ситуации и сообщите, если будут новости.
    Ребенок, потерявший вещь, уже и так пережил стресс, поэтому важно, чтобы дома не ругали и не выясняли подробности, а поддержали и предложили помощь.
  4. Сообщить о пропаже родителям остальных учеников
    Кратко опишите ситуацию: что именно пропало, чья это вещь, когда стало известно о пропаже. Объясните, что вещь могла потеряться, поэтому пока нет оснований подозревать в краже кого-то из учеников. Попросите родителей в спокойной обстановке поговорить с детьми и узнать, видели ли они что-нибудь.
  5. Провести разговор с классом
    Обсудите, что иногда люди берут чужое по какой-то причине. Это может случиться по разным причинам, даже по ошибке. Но человек в такой ситуации имеет возможность эту вещь вернуть — и важно этой возможностью воспользоваться. Поговорите с детьми о том, что может уберечь класс от таких ситуаций, и предложите составить правила (или пересмотреть те, которые уже есть). Например, можно оставлять личные вещи на время уроков в шкафу, а ценные вещи вообще не приносить в школу. Или перед уходом из класса внимательно проверять свои вещи и место, где ребёнок сидел — так можно найти не только свою вещь, но и чью-то утерянную.
  6. Дать детям возможность вернуть вещь анонимно
    Если вещь взял кто-то из учеников, ему может быть страшно и стыдно её возвращать. Даже если он осознал, что поступил неправильно и хочет исправиться, он может продолжать молчать и держать вещь у себя или даже выбросить её, чтобы не столкнуться с осуждением в школе и дома. 

    Найдите уединенное место, где ребёнок может находиться один. Например, это может быть зона отдыха или шкаф в вашем классе. Поставьте туда ящик или коробку и расскажите об этом ученикам. Выделите несколько дней, в течение которых дети могут вернуть туда пропавшую вещь.

    Проговорите, как это будет работать:

  • Вещь можно вернуть не прямо сейчас, а в подходящий момент (мы рекомендуем дать детям не меньше двух дней, чтобы можно было выбрать момент, когда никого нет рядом)
  • Вещь можно вернуть анонимно, то есть вы или кто-то другой не будете разбираться, кто это сделал
  • Этот поступок не делает ребёнка «плохим». Ошибки бывают у всех, самое главное — может ли человек их признать и исправить
  • Если кто-то нуждается в помощи или хочет что-то обсудить — он может прийти к учителю. Это касается как ребёнка, который взял вещь, так и всех остальных в классе, например, если они переживают из-за этой ситуации.
  1. Держать родителей в курсе событий
    Рассказывайте, какие действия вы предприняли, чтобы разобраться в ситуации, и сообщайте новости о пропаже (нашлась или нет, видел ли её кто-то из детей). Это помогает родителям вернуть чувство контроля над происходящим и может уберечь от догадок и подозрений.

У фонда «Шалаш» есть сайт о трудном поведении «Метод». Там учителя найдут рекомендации, инструкции и полезные практики, которые помогут сделать образовательный процесс комфортным для всех его участников.


Источник