Воображаемый друг — распространённое явление среди детей, от которого многих родителей бросает в дрожь. Часто мамы и папы уверены в том, что вымышленный друг — это отклонение в развитии и следует скорее бежать за помощью к психиатру.
Сегодня мы постараемся разобрать данный феномен, прояснить, что он на самом деле означает, а также попробуем понять, стоит ли опасаться воображаемых персонажей и как вести себя родителям, если ребёнок придумывает себе друзей.
Воображаемый друг, или синдром Карлсона: что это такое?
fizkes/Shutterstock.com
Разбор феномена воображаемого друга ребёнка хочется начать с крылатой фразы известного художественного и мультипликационного персонажа, имя которого имеет непосредственное отношение к данной теме: «Спокойствие, только спокойствие!»
Ведь именно спокойствия хочется пожелать родителям, столкнувшимся с данной темой, так как огромный груз в виде непонимания и страха сразу ложится на их плечи.
Что касается героя — автора фразы, — вы наверняка узнали Карлсона, который стал самым узнаваемым воображаемым другом всех времён и народов.
Это далеко не единственная история о вымышленном друге. Можно вспомнить и трогательный советский мультфильм про девочку, которая очень хотела щенка, но им стала её красная варежка.
Выдуманные друзья часто встречаются в художественной литературе и мультфильмах. А некоторые автобиографии писателей, к примеру таких как Кэрролл Льюис, указывают, что в детстве они представляли целые вымышленные миры. И это ничуть не мешало, даже наоборот, помогало им стать теми, кто они есть — талантливыми, ни на кого не похожими, известными на весь мир авторами бессмертных произведений.
В то же время исследователи данной темы — Хименес-Даси Марта, Понс Франсиско и другие — уверяют, что феномену «воображаемого друга», или, как его ещё именуют «Синдрому Карлсона», уделялось недостаточное внимание со стороны специалистов, изучающих психологию развития ребёнка. И это несмотря на данные статистики, которая говорит о том, что воображаемых друзей имеют по меньшей мере 65% детей дошкольного возраста.
Научные исследования
Photographee.eu/Shutterstock.com
Впервые данной темы учёные коснулись в начале 1900 годов. В этот период исследователи начали уделять особое внимание детству, как одному из важнейших возрастных этапов развития ребёнка и человека в целом.
В 1934 году в одной из своих первых работ, посвящённых изучению феномена, М. Свендсен описывает двухлетнюю девочку Мэри, которая имела несколько воображаемых друзей. Сначала это был Тагар — он любил мороженое и ходил у девочки на поводке. Чуть позднее, когда Мэри исполнилось три с половиной года, появились двое людей — Берри и Тётушка. Девочка оставляла для них места за обеденным столом, они сопровождали семью на выездах. А однажды Мэри пыталась вовлечь в игру с «друзьями» свою реальную подругу.
Воображаемые друзья у ребёнка — это совсем не новое явление, а довольно давняя история, которая интересовала родителей и исследователей более сотни лет назад.
Надо отметить, что воображаемым другом может быть кто угодно: люди, животные, предметы, герои сказки или мультфильма, невидимые существа и т. д. За этой фантазией стоит удивительный мир, созданный самим ребёнком. И задача родителей — не разрушить его, а попытаться разобраться и понять своего ребёнка.
Это вообще нормально?
Prostock-studio/Shutterstock.com
В процессе изучения данной темы специалистами разных областей менялось и отношение к ней. Одно время психиатры были уверены, что воображаемый друг — это патология, которую обязательно нужно лечить.
Но, к счастью, наука не стоит на месте, и теперь все исследователи данной темы уверяют, что вымышленный друг у ребёнка дошкольного возраста — это норма.
Не беспокойтесь за своего ребёнка, когда он в садике, школе или играет со сверстниками во дворе. Установите приложение «Где мои дети» на телефон и/или наденьте на малыша GPS-часы Pingo — так вы всегда будете видеть, где находится ребёнок и слышать, что происходит вокруг него!
В каком возрасте, как и по какой причине ребёнок может вообразить себе друга?
Evgeny Pylayev/Shutterstock.com
Чаще всего воображаемые друзья появляются в возрасте от 2,5–3 до 5–8 лет. Хотя, случается, что воображаемый друг остаётся с ребёнком и в более старшем возрасте.
Известный американский социальный психолог Лора Маркхэм утверждает, что детское воображение начинает развиваться примерно в возрасте от 2,5 до 3 лет, и у 65% детей это происходит с появлением одного или двух воображаемых друзей.
Таким образом, основным фактором появления воображаемого друга можно назвать развитие фантазии ребёнка. Но не только воображение играет здесь главную роль.
Для того чтобы понять, зачем ребёнок выдумал себе несуществующего в реальности друга, необходимо проанализировать возможные причины, способствующие возникновению воображаемых друзей. Важно помнить, что каждый случай носит индивидуальный характер. В одних семьях срабатывает одна из причин, в других — на ребёнка могут повлиять сразу несколько моментов.
1. Одиночество
Если малыш не посещает сад и детские площадки, а сидит дома с няней или бабушкой, которые находятся рядом, следят за ребёнком, но не включаются в общение и совместную деятельность, ребёнок интуитивно начинает это компенсировать. На помощь приходит фантазия, и малыш находит необходимые внимание и любовь у воображаемого друга.
Вымышленный друг может появиться и у ребёнка, посещающего детский сад, и у ребёнка, сидящего дома с мамой, в том случае, если он испытывает дефицит внимания от сверстников и взрослых.
Читайте также Новый двор или детская площадка: как научить ребёнка дружить и вливаться в коллектив?
2. Желание быть лучше и успешнее
Если у малыша в окружении ребята постарше или же он младший в семье, то ему приходится чаще подчиняться: играть в те игры, которые предлагают, исполнять ту роль, которую навязали. И чтобы сбалансировать внутреннее состояние, малыш придумывает себе друга, которым тоже хочет руководить, указывать и даже отчитывать родительскими фразами.
3. Напряжение и стресс
Ребёнок, как и взрослый, испытывает стресс. Происходить это может, когда с ним не играют в группе детского сада, когда отругали родители, бабушка или воспитатель. Иногда ребёнку приходится жить в тени более активного старшего или, наоборот, младшего ребёнка.
В любом их этих случаев, вымышленный друг — это поддержка и отдушина, с ним комфортно и легко.
4. Страх
Если между членами семьи присутствует физическое или психологическое насилие, происходят постоянные конфликты, которые заканчиваются криками, скандалами или рукоприкладством, то это повод для малыша завести себе несуществующего друга, с которым он может спокойно поговорить, поиграть, найти поддержку.
Зачем ребёнку воображаемые друзья?
Rafinaded/Shutterstock.com
Воображаемые друзья помогают ребёнку справиться с различными жизненными трудностями:
- Спасают от одиночества.
- Принимают ребёнка таким, какой он есть.
- Помогают почувствовать себя лучше, увереннее.
- Помогают справиться с конфликтной ситуацией.
- Помогают пережить страх, насилие, развод родителей, смерть близкого человека.
Как долго это может продолжаться?
Невидимые друзья «проходят» самостоятельно к 6–7 годам. Когда ребёнок идёт в школу, заводит себе новых реальных друзей, расширяет свои социальные связи, придуманный друг постепенно теряет позиции, пока не исчезает окончательно.
Если родители проживали период вымышленного друга своего ребёнка ровно и спокойно, адекватно относились к данной фантазии, то ребёнок гармонично преодолеет этот период и безболезненно из него выйдет.
Отличает ли ребёнок вымысел от реальности?
De Visu/Shutterstock.com
В отличии от взрослых, у которых в силу различных обстоятельств притупляется способность к фантазированию, дети отлично уживаются в фантазийном и реальном мирах, миксуя их по своему желанию. Они отлично понимают, где выдуманное, а где — реальность. Хотя некоторые дети умеют запутывать взрослых своими фразами: «Да он правда существует!», «Ну мама, мы играем, не отвлекай!», «Я не одна, я с Барни!» и т. д., но родители, знающие своего ребёнка, могут понять, что он лукавит.
Современные исследователи уверяют, что вредным, имеющим негативное воздействие на малыша, такое воображение назвать нельзя. Скорее наоборот.
Фантазии — наиважнейший элемент в развитии ребёнка. Они помогают выходить за пределы шаблонов, создавать что-то новое, креативное. Считается, что ребёнок с хорошим уровнем воображения и фантазий более успешен в обучении.
Ещё один важный момент, который несёт в себе вымысел ребёнка, — это защитная функция. Именно с помощью неё дети разрешают конфликтные ситуации, избавляются от напряжения, проживают тяжёлые физические и психологические травмы.
Веракса А. Н. в своей статье о воображаемых друзьях приводит исследования Дж. Мауро, в которых он несколько раз интервьюировал две группы детей — ровесников, имеющих и не имеющих вымышленного друга. Исследователь пришёл к выводу, что дети, имеющие выдуманного друга, более открыты к социальным контактам и чаще улыбаются по сравнению с другой группой детей. Что же касается внимания, то здесь смело можно утверждать, что дети с синдромом Карлсона склонны дольше концентрироваться на задаче, проявляют терпение и усидчивость.
Современные психологи сходятся во мнении, что воображаемый друг свидетельствует о высоком уровне развития воображения и интеллекта.
Минус можно найти лишь в том, что вымышленным другом ребёнок компенсирует какой-то негативный момент: будь то одиночество, гиперопека или конфликт.
Как правильно реагировать родителям?
Angela Luchianiuc/Shutterstock.com
Один из самых первых вопросов, которые беспокоят родителей маленьких фантазеров — как им реагировать на выдуманного друга: игнорировать или как-то обсуждать это с малышом?
Давайте поподробнее разберём варианты поведения мамы и папы в связи с появлением несуществующего друга:
- В первую очередь родители должны помнить, что воображаемый друг — это не симптом какого-то заболевания, а естественный этап в развитии вашего малыша.
- Не стоит отрицать существование друга и уж тем более высмеивать, говоря подобные фразы: «Ну ты зачем это выдумал, это же неправда!», «Ты с ума сошёл, какой ещё друг!», «У нашей дочки в голове завелась барабашка», «Не смеши меня, пожалуйста!»
- Не стоит взрослым самостоятельно «призывать» друга: спрашивать о нём, приглашать его к обеденному столу или звать на прогулку. Лучше дождаться, когда малыш сам заведёт разговор о своём вымышленном герое.
- Если ребёнок приглашает вас принять участие в игре, не игнорируйте. Ребёнок даёт вам возможность прикоснуться к его внутреннему миру — не упускайте её. Вы можете расспросить, как выглядит друг, что он любит и т. д. При этом не стоит акцентировать внимание на том, что этот друг всего лишь выдумка.
- Если друг активно хулиганит и откровенно пакостит, нарушает все правила, принятые в семье, то к нему важно предъявлять те же требования воспитания, что и к реальным друзьям.
Несмотря на то, что вымышленный друг это нормально, не стоит забывать о возможностях новых знакомств для ребёнка и расширения его социальных контактов. Не ограничивайтесь детским садом или игровыми площадками. Найти друзей можно в клубе по интересам, кружке или спортивной секции. Важно, чтобы ребёнку нравилось занятие, а рядом были единомышленники, которые в дальнейшем, возможно, станут его друзьями.
Когда стоит переживать и что делать?
Alfira/Shutterstock.com
Мы уже выяснили, что воображаемый друг у ребёнка дошкольного возраста — это вариант нормы. В исключительных случаях вымышленный друг может стать поводом для беспокойства родителей.
Важные «звоночки», на которые родителям стоит обратить особое внимание:
- Дети понимают, что их друзья — это вымысел, и они не существуют в реальности. Но если вы заметили, что ваш малыш путает фантазию и реальность, если он уверен, что друг существует на самом деле — это повод обратиться за помощью к психологу.
- Дети, имеющие вымышленного друга, довольно легко выстраивают контакты со сверстниками. Но в редких случаях ребёнок может предпочесть общению с реальными друзьями общение с выдуманным другом. Это тоже повод для беспокойства родителей. Возможно, у ребёнка нарушено социальное взаимодействие: он испытывает напряжение в общении или подвергается травле. В этом случае лучше разобрать ситуацию с психологом.
Что если воображаемый друг пугает ребёнка?
Yuganov Konstantin/Shutterstock.com
Если ребёнок испытывает страх и общение с выдуманным другом вызывают у него тревогу, это красный флажок для родителей.
Помощь специалиста совершенно необходима, когда:
- вымышленный персонаж начинает появляться первым, когда ребёнок его не ожидает;
- голос выдуманного друга постоянно звучит в голове;
- присутствие вымышленного персонажа пугает, лишает сна, тревожит ребёнка (здесь может идти речь о разных фобиях).
Обратитесь за помощью к психологу, который сориентирует вас на дальнейшие действия.
Получайте подборку последних новинок для родителей раз в месяц себе на почту — подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить!
Воображаемый друг — временное явление в жизни ребёнка, которое является вариантом нормы среди дошкольников. Не стоит относиться к нему с опаской и бегать по врачам в поисках подтверждений, что с ребёнком что-то не так. Просто уделите в этот период чуть больше внимания, заботы и ласки, проявите уважение к фантазии малыша, разговаривайте и обсуждайте темы, которые для него важны. И в скором времени этот этап останется лишь милым воспоминанием вашей семьи!
Источник фото обложки: EvgeniiAnd/Shutterstock.com