Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Юрий Подкопаев, учитель математики, заместитель директора по организации образовательной среды ОАНО «Новая школа» — о том, кому и для чего нужны репетиторы.
Прочитал заметку про запрет репетиторства в Китае. В рамках программы по уменьшению домашних заданий в стране стало запрещено быть репетитором и нанимать репетиторов. При этом высокие баллы вступительных испытаний в среднюю школу и вузы никто не отменял. Страшно представить, какого размера теневой рынок преподавания сейчас там открылся. А еще думаю про возросшую стоимость услуг каждого, кто осмеливается этим заниматься, и сплоченность отношений «родитель—репетитор», неизбежно возросшую при известной жесткости наказаний в Китае.
В связи с этим подумал про собственное отношение к репетиторству. И решил его на всякий случай зафиксировать и обнародовать.
1. Отвечает за образование своего ребенка родитель (это из Конституции).
И школ, которые покрывают собой все возможности для образования, не существует (я таких не знаю). Поэтому важно понять, ЧТО именно ребенок получает в школе (зачем он туда ходит), а что необходимо добавить для успешного образовательного движения.
2. Репетитор может не только упростить, но и усложнить обучение ученика в школе.
Если он убежал с ребенком вперед по программе (что, кстати, противоречит этимологии слова «репетитор»), то на уроках ученик будет скучать, а это — прямой путь к потере интереса и напрасной трате времени. Если ученик привык, что репетитор объясняет ему все, что изучали на уроках, то необходимость трудиться на уроке для понимания происходящего (задавать вопросы, включаться, записывать) как навык уходит из жизни ученика.
3. Репетитор должен подбираться под конкретную задачу.
Олимпиады, отработка пройденных мимо тем, углубление общечеловеческих или развитие конкретных учебных навыков, подготовка к поступлению и прочее. Цель и задачи, кажется, имеет смысл максимально точно и конкретно оговорить на самом старте сотрудничества (зафиксировать в письменном виде — хотя бы в сообщениях) — и для ясности плана, и чтобы потом можно было проанализировать движение.