По словам экспертов, в интернете много деструктивной и грязной информации, которая ведёт к снижению качества мышления у детей. Но заняться определением, что хорошо, а что плохо в сети, должно государство.
Лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ Вера Пищальникова считает, что бесконтрольное время детей за гаджетами негативно влияет на степени абстрактного мышления. Эксперт отмечает, что главной опасностью становится деградация мышления.
Пищальникова берёт за основу теорию канадского культуролога и филолога Маршалла Маклюэна, который считал, что содержание мышления человека определяется способами и средствами его формирования. Если ребёнок в нужном возрасте не сформировал речевое мышление, то он будет общаться знаками, которые может почерпнуть из технологий. А это ведёт к снижению степени абстрактности мышления.
Мы живём во время, когда мозг человека начинает упрощаться. Информационная среда, напротив, качественно усложняется и количественно растёт. Однако из-за гаджетов мозгу не нужно поспевать за ней. По сути, с помощью технологий делается всё возможное, чтобы мозг уже был не нужен.
Гарвардская группа психологов проводила эксперимент на группе поколения Google.
Измерение томограммы мозга показало, что использование интернета давало ту же картину, что и зависимость от алкоголя или наркотиков.
Всё это объясняется дофаминовой ловушкой, в которую попадает мозг из-за быстрого создания комфортных для него условий. Особенно это опасно для детей, родители которых не ограничивают время за различными гаджетами. Для взрослых это удобно и привлекательно — отвлечь ребёнка от себя с помощью устройства.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Пищальникова не стала отрицать, что интернет может дать толчок для развития новых познавательных способностей. Однако это требует уже развитого или развивающего вербального мышления. Если же ребёнок с раннего детства научился в поисковую строку вводить нужные слова для готовых ответов, то позже не сможет даже связать двух слов. А это уже ответственность родителей.
- В 2003 году были проведены исследования 15-летних школьников по навыкам чтения. Только каждый третий обладал достаточными навыками. А каждый четвёртый мог успешно выполнить задачи средней степени сложности с текстом. Например, собрать информацию из текста, которая была расположена в разных частях.
- В 2016 году исследование повторили. И выяснилось, что только 2% школьников способны понимать сложные тексты. Остальные не могли критически оценивать представленную информацию или формулировать на основе текста гипотезы и выводы.
Пищальникова считает, что государство должно защитить детей от воздействия интернета. Она привела в пример мировые университеты, в которых запрещается использовать интернет во время занятий. Более того, эксперт предложила повысить требования и для поступающих в российские вузы, особенно для желающих учиться на коммерческой основе.
Доктор технических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры служебных экспертиз МГЮА Елена Галяшина считает, что интернет наносит большой вред физическому и психологическому здоровью детей. Кроме того, негативно влияет на мироощущение ребёнка.
Эксперт отмечает, что из-за сформировавшегося клипового мышления дети не могут делать выводы, критически воспринимать и фильтровать информацию. А в современном интернете преобладает деструктивная, токсичная и грязная информация. Поэтому она предложила силами государства маркировать информацию на хорошую и плохую.
С детьми необходимо вести честный разговор о вреде интернета. Ребёнок всегда чувствует фальшь и перестаёт слушать взрослых.
Смотрите, сколько времени и в каких приложениях проводит ваш ребёнок! Сервис Kids360 не только имеет функцию ограничения работы с гаджетом по времени (screen time), но и фильтрует нежелательный контент, который может получить ребёнок.
Экспертное мнение в помощь родителям по другим вопросам:
- Эксперты поделились советами, как научить детей быть благодарными
- Для воспитания успешных детей будьте авторитетным родителем, а не авторитарным
- 4 фразы, которые нельзя говорить ребёнку, чтобы не подрывать самодисциплину