Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Астрофизик, бывший инструктор экипажей Международной космической станции и основатель образовательного стартапа для подростков Art of Inquiry Юлия Бродская рассказывает о проблемах современной системы образования и о том, как подготовить детей к новым глобальным вызовам.
О нестандартном мышлении
Способность нестандартно мыслить есть у каждого маленького ребенка, однако современная образовательная система устроена так, что в школе его переучивают, заставляя мыслить по шаблону.
Со временем дети теряют желание и способность нестандартно мыслить. Например, я как-то предложила шестилетним детям и шестиклассникам решить всем известные задачи со спичками. Шестилетние, как щенята, сразу брались за работу: они начинали двигать спички, пытались решить задачу разными способами. Они были готовы играть и экспериментировать. Затем я пришла в шестой класс с той же задачкой. Ребята посмотрели на меня с недоумением и сказали, что их этому не учили, что они не знают, как это решать. У меня ушло около 20 минут на то, чтобы их растормошить, убедить, что это весело и интересно.
Этот пример прекрасно показывает,что к шестому классу возможность экспериментировать и нестандартно мыслить оказывается забита куда-то глубоко. Вместо радости познания — отторжение и страх. Занятия должны привносить в жизнь детей лёгкость, радость — это то, на что я смотрю, когда строю свои курсы,
Я люблю давать детям различные неинтуитивные задачи. Например, спрашиваю, вращается ли Земля вокруг Солнца, — они с легкостью отвечают на этот вопрос. Далее я спрашиваю, движется ли Солнце, — тут они уже задумываются. В процессе беседы выясняется, что оно вовсе не стоит на месте, а летит вокруг центра галактики, которая, в свою очередь, также движется. В итоге мы приходим к выводу, что вообще все во Вселенной постоянно движется, да и она сама не стоит на месте — расширяется. Стабильности, которую многие хотели бы иметь, просто не существует. Этот пример даёт детям базу для глубоких экзистенциальных раздумий. Исходя из этого, можно размышлять о том, почему людям и другим живым существам всегда нужно меняться, адаптироваться.
О проблемах современного образования
Я не думаю, что в современном образовании есть какая-то одна главная проблема — их множество. Традиционная школа в таком виде, в каком она есть, устарела, ее нужно менять, потому что мир изменился. Однако школа — довольно громоздкая система, которой тяжело развернуться и подстроиться под изменения.
Нет права на ошибку
На мой взгляд, традиционная школа не уважает право ребенка на ошибку: в ней нет пространства для ее совершения, она плохо моделирует ситуацию, в которой этот промах может быть допущен. Но обучение строится именно на этом.
Учитель должен регулярно на своем примере показывать, что совершать ошибки — это единственный способ обучения . Он должен снять с ребенка страх, научить ценить роль ошибки в познании, показать, как конструктивно работать с ошибкой .
Мы сейчас входим в мир, о котором практически ничего не знаем, в котором человечество еще не жило. Меняется экология, возникают новые методы воздействия на наше тело, на наш мозг, появляется искусственный интеллект и новые мощности по видоизменению планеты. Мы будем допускать ошибки, мы должны понимать, что с ними делать, как не замирать после их совершения. К сожалению, на текущий момент я не вижу никакого метода работы с ошибками в стандартных школах, кроме плохой отметки, которая служит роль наказания.
Мало творческой и командной работы
Традиционная школа также дает детям очень мало открытых задач, которые необходимы для развития творческого мышления и анализа. Открытые задачи отлично ложатся на игровое обучение. Давать такие задачи можно даже самым маленьким детям. Например, я называю четыре предмета: бабочку, ракету, парусник и самолет. Дети должны выбрать лишнее, вариантов — множество. Задумайтесь на секунду, что выбрали бы вы, и почему? Для меня важно, чтобы ребенок смог обосновать свой выбор. И чтобы при совместном обсуждении каждый мог посмотреть на задачу под новым углом, увидеть иные варианты решения, научиться уважать мысли другого человека. К сожалению, в школах элемент командной работы практически отсутствует: дети не умеют слышать друг друга. Однако это один из самых необходимых навыков для развития ребенка и общества в целом.
Скучные задачи
В моей практике были такие случаи, когда я давала детям задачу, а они считали ее скучной. Я предлагала сделать ее еще скучнее — тогда дети оживлялись, переставали отвлекаться, и очень удивлялись моему предложению. Мы вместе старались понять, что делает задачу скучной, чтобы затем выкинуть из нее все неинтересные компоненты — и научиться делать задачи интересными.
Я искренне не понимаю, почему большинство задач в школьной программе такие скучные, у детей нет желания их решать. Если же дать ребенку то, что никто и никогда еще не решал, он заинтересуется, а учитель станет для него не авторитарной фигурой, а помощником, соавтором.
Один мальчик однажды сказал мне, что есть такие уроки, после которых смысла в его жизни становится больше. Я считаю, что в этом и должна заключаться главная функция обучения.
Педагог не свободен
В традиционной школе также мало свободы для педагога. Учитель обычно оказывается зажат, у него нет пространства для маневра, творчества. Когда я вела математический кружок, надо мной никто не стоял, никто не говорил, что, как и в каком порядке преподавать. При построении занятий я могла исходить из интересов школьников. Главным для меня было научить ребенка решать задачи, показать им, что это интересно и весело. Решая нестандартные задачи, дети знакомятся с тем, как работает их мозг, получают удовольствие от неожиданного или красивого решения .
Применять эту методику можно не только на уроках математики: я учу их видеть в любой жизненной трудности очередную увлекательную задачку. Если у них что-то не получается, надо смотреть на это лишь как на неверно решенную задачу. Ребенку в этот момент важно объяснить, что проблема кроется не в нем, а в неверно подобранном методе решения. Так мы готовим ребенка к более сложным задачам, с которыми он столкнется в будущем.
Система оценивания устарела