Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
«Забудьте все, чему вас учили в школе», — говорят студентам, когда они приходят в университет. «Забудьте все, чему вас учили в вузе», — слышат выпускники педуниверситетов, устроившись работать по специальности. Возникает закономерный вопрос: почему годы обучения оказываются бесполезными? Что на само деле необходимо начинающему педагогу? Вместе с молодыми учителями разбираемся в этих вопросах.
Будущие учителя чаще всего поступают в педагогический вуз и учатся от четырех до шести лет. В зависимости от университета, специальности, формы обучения и ступени подготовки, учебный план для будущих педагогов может отличаться.
Но структура у него одинаковая.
Образовательные программы педагогических вузов состоят из общеобразовательного и профильного компонентов. Дисциплины и учебные модули первого — это, например, философия, история, естествознание, физическая культура, социология, русский язык.
Профильная часть программы состоит из трех обязательных модулей: предметно-содержательного, психолого-педагогического и методического. Кроме того, вузы могут добавлять модули по выбору — например, «Дополнительное образование».
Как правило, с предметно-содержательным модулем у будущих педагогов проблем в школе не возникает. Чего нельзя сказать об остальных двух.
Не хватает методических знаний и умений
На дисциплинах методического модуля студенты изучают дидактику, методику и принципы преподавания. Количество учебных часов зависит от того, сколько предметных областей должен знать учитель. Для учителей начальной школы методический блок может составлять около 1000 учебных часов, потому что отдельно изучаются преподавание математики, русского языка, окружающего мира и так далее. Но большое количество часов не значит, что будущий педагог будет лучше всех подкован методически.
Наталья, учитель русского языка, 7 лет стажа: