Педсовет
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Современные дети привыкли к постоянному визуальному шуму: видео в интернете, телевизор, яркие, быстро меняющие картинки. Но можно ли привлечь и удерживать внимание ребенка, не используя визуальное сопровождение, а только с помощью голоса — просто что-то ему рассказывая? О том, как записывать увлекательный и нескучный образовательный аудиоконтент, рассказывает Ася Терехова, шеф-редакторка детского аудиоприложения «Гусьгусь»  в образовательно-просветительском проекте «Радио Arzamas».

Определитесь с форматом

Аудиоформат очень удобен тем, что его можно слушать в любое время, в удобном месте или даже в пути, в своем темпе и с любого устройства. Но прежде чем записывать лекции, подкасты и курсы для младшей аудитории, важно понять, что подразумевает каждый из этих форматов.

Подкаст — это аудиопередача, которая выходит с определенной регулярностью. Не всегда понятно, сколько в итоге выпусков будет в отдельно взятом подкасте.  Обсуждение какой-то темы может затянуться на год, а может и прерваться, если авторам или аудитории она, например, наскучит.

А вот лекция (или курс лекций) всегда имеет логическое завершение.

Берите темы, интересные широкой аудитории

Очень важно, чтобы темы и язык подкастов не были какими-то специально детскими или слишком взрослыми.

Этот принцип в каком-то смысле — знак качества: если материал интересен и детям, и взрослым, значит, он по-настоящему хорошо сделан и может стать импульсом к диалогу взрослого и ребенка.

При создании учебного контента для детей стоит дать его послушать взрослым. Если им интересно, значит и ученикам понравится.

Привлекайте внимание

Главная проблема: как увлечь научным знанием детей.

Мотивация взрослого часто такая: я этого не хочу, но надо. А вот у детей такой мотивации совсем нет. Единственное, что может управлять их мотивацией — это интерес.

Если не будет интересно на уровне темы и подачи, то мы их потеряем.

Поэтому нужно все время стараться изобрести неожиданные заходы и новые способы преподнесения информации. Очень важно отличаться от учебника, не быть похожими на школу. Не потому, что школа плохая, а потому что дети устают учиться: они не хотят снова воспринимать информацию таким же образом. 

Какие способы привлечения внимания работают:

— Использование аудио-примеров из детской и подростковой поп-культуры. Например, рассказывая о языках, Борис Иомдин, кандидат филологических наук, может разбирать видео-блог девочки, которая рассказывает о My Little Pony (фантастически популярный жанр на ютубе). Или, например, чтобы показать, какие разные бывают звуки, он включает запись о том, как произносится имя Гарри Поттера на разных языках.

— Разнообразие форматов. Например, такой формат, как музейный детектив. Для того чтобы рассказать о Древнем мире, Тамара Эйдельман выбирает какое-то количество археологических находок и рассказывает о древних цивилизациях с помощью этих предметов. Например, что может обломок нефритового чайника рассказать про китайские чайные церемонии? А что может рассказать изображение быка на Крите о легенде о минотавре?

— Включение науки в контекст реальной жизни. Между ними не должно быть пропасти или противоречий. Нужно объяснять ребенку, что все связано. Посыл должен быть такой: «Смотри, в науку можно поиграть». Можно пофантазировать, как ты собираешься в археологическую экспедицию. Наука может помочь тебе смотреть блог о My Little Pony или фильмы о Гарри Поттере. А еще наука может изучать темы, о которых ты вообще не думал как о достойных изучения. Очень важно показать, что современный мир — это часть большой истории и культуры, поэтому нужно связывать реальный опыт ребенка с тем, что уже стало историей.

— Отсутствие высокомерия и интеллектуального снобизма. Не стоит считать, что все по умолчанию владеют какой-то информацией. Когда хочется сказать: «Как все знают…», стоит сказать себе «стоп» — такое высказывание может задеть слушателей: мол, «все всё знают», а ты как будто на отшибе и ничего не понимаешь.

Следите за манерой речи

В аудиоконтенте очень многое зависит от манеры лектора.  Его ребенок будет слушать несколько лекций подряд, и он должен ему нравится. При этом важно, чтобы это не был такой чистый, серьезный лекторский голос. Слушателю хочется, чтобы это был живой человек.

Условия успешной записи:
— Харизма.
— Тон. Не сюсюкаем, не говорим с детьми слишком серьезно или с позиции «я взрослый, ты ребенок, сейчас я тебя научу».
— Воспринимаем ребенка как равного.

Идеально, если говорит влюбленный в свое дело эксперт, который своим чувством заражает, подкупает слушателей. А школьникам, например, будет приятно услышать увлеченный, живой голос своего учителя. Вообще элемент узнавания и авторства контента в этом случае очень важен.

Контент, созданный учителем, голос учителя, к которому у ученика есть доверие, воспринимается и усваивается гораздо лучше, чем самые профессиональные видео или аудио на эту же тему.

Подкасты могут быть прекрасным инструментом и для учителя, дополнением ко всем прочим учебным материалам. А записав несколько подкастов, педагог сможет создать свой образовательный плейлист.


Источник