10 игр на внимание и синхронизацию работы полушарий мозга
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

В театральной педагогике игры связывают интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие, помогают ученикам раскрепоститься и раскрыть творческий потенциал. Режиссер, педагог экспериментального центра Российского академического молодежного театра в Москве Алла Лисицина делится подборкой игр, которые пригодятся в школьном обучении. 

Игры на внимание

Игры на внимание — неотъемлемая часть актерского тренинга. Количество участников в них — от 20 до 30 человек. Несмотря на то, что такие игры кажутся простыми, они выполняют важную задачу — учат сосредотачиваться на одном объекте (концентрировать внимание), на нескольких (развивать объемное внимание) и переключаться с одного объекта на другой.

  1. «Поймай хлопок» 

Участники игры встают в круг. Ведущий предлагает группе «поймать» его хлопок — хлопнуть в ладоши одновременно с ним. При этом он каждый раз пытается перехитрить группу, делая взмахи руками, но не хлопая. Когда всей группе удается одновременно с ведущим хлопнуть в ладоши, она достигает наивысшей концентрации внимания.

  1. «Воробьи — вороны» 

Группа делится на две команды — «Вороны» и «Воробьи». Каждая команда занимает «гнезда» – определенные части помещения, которые очерчены мелом, обозначены лентой или шнуром. Для отличия членам одной из групп вручают ленточки. По команде ведущего «воробьи» и «вороны» вылетают из своих «гнезд». 

Далее по сигналу игроки одной из команд берут в плен противников, при этом ведущий пытается их запутать («Нападают во-ро… во-ро… во-ро… бьи!», «Нападают во-ро… во-ро… во-ро… ны!»). Побеждает команда, которая поймает больше пленных.

  1. «А теперь…» 

Участники садятся на стулья в полукруг. Ведущий просит всех выполнить какое-нибудь действие: встать, сесть, поднять руку. Игроки выполняют его команды, но если в начале предложения произнесены слова «А теперь…», то они игнорируют задание ведущего. Например, по команде поднимают правую руку, затем левую, а после фразы «А теперь обе руки опустить», продолжают держать руки поднятыми. Побеждают самые внимательные игроки.

  1. «Чоко-ла-те» 

Участники становятся в круг. Ведущий показывает общий рисунок движений под считалку и предлагает выполнить его всем вместе. Например: чоко-чоко (два хлопка перед собой) — ла (один хлопок по коленям), чоко-чоко (два хлопка перед собой) — те (один хлопок по плечам), чоко-ла (хлопок перед собой — хлопок по коленям), чоко-те (хлопок перед собой — хлопок по плечам), чоко-ла-те (хлопок перед собой — хлопок по коленям — хлопок по плечам). Затем игроки по очереди придумывают свои движения, и группа их выполняет.

  1. «Ритмы и шаги»

Ведущий предлагает участникам реагировать на его хлопки и одновременно делать шаг в произвольном направлении. Сначала игроки шагают в простом ритме, потом ритм меняется произвольно, затем предлагается ритмический рисунок, потом рисунки меняются. Невнимательные игроки постепенно выбывают из игры.

Игры на синхронизацию работы полушарий головного мозга

Такие игры проводятся в группах от одного до 20-30 человек. Они помогают участникам настроиться на занятия и позволяют сформировать связь между правым и левым полушариями головного мозга. Их цель — усилить концентрацию внимания у детей.

  1. «Да и нет по-болгарски»

Ведущий предлагает игрокам кивками отвечать на вопросы: «да» или «нет». Но в болгарском языке «да» выглядит, как «нет» по-русски (участник качает головой вправо–влево), а «нет» — как «да» (участник кивает головой вверх–вниз). Ведущий бросает мяч одному из игроков и задает вопрос. Если тот кивает правильно, то следующий вопрос и право передачи принадлежат ему. Если нет, мяч возвращается ведущему.

  1. «Не собьюсь!» 

Игрокам предлагается последовательно считать от 1 до 30 (каждый называет одно число). При этом цифра три и все числа, которые на нее делятся или оканчиваются, заменяются словами «не собьюсь» (например: «один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь… 11, не собьюсь, не собьюсь, 14» — и так далее).

  1. «Не перепутай!»

Ведущий касается любой части своего тела (нос, глаз, локоть, колено) и при этом каждый раз намеренно ошибается в названии. Например, касается уха, а говорит «глаз», касается колена, а говорит «локоть». Игроки должны правильно реагировать на команды и касаться названных частей тела.

  1. «Камень — утка» 

Ведущий показывает левой рукой «камень» (рука согнута в локте параллельно полу и ладонь сжата в кулак), а правой — «утку» (локоть смотрит в пол, ладонь параллельна полу). При этом клюв «утки», то есть пальцы рук, всегда смотрят на «камень». Игроки повторяют движения за ведущим. По сигналу участники меняют положение рук: правая рука показывает «камень», а левая — «утку». Постепенно скорость игры увеличивается.

  1. «Смак — здорово»

Ведущий показывает одновременно левой рукой жест «смак» (указательный и большой палец образуют кольцо, оставшиеся пальцы подняты вверх), правой — «здорово» (поднятый вверх большой палец). Игроки повторяют движения за ведущим. По сигналу участники меняют положение рук: правая рука показывает «смак», а левая — «здорово». Игру можно усложнить, предложив пары других жестов. Например, «рожки — ножки» и «розетка — вилка».


Источник