Без дневника, со стипендией в кармане и сидя на полу — как проходит учебный процесс в школах, где рождаются оригинальные образовательные идеи? Какие из приемов пригодятся в традиционном учебном заведении? Педсовет предлагает заглянуть в 3 самые необычные, с точки зрения педагогического подхода, школы в странах бывшего СССР.
Гуманизм и демократия
Где: Школа неформального образования «Апельсин», Санкт-Петербург
В этой школе нет домашних заданий и оценок, зато есть премьер-министр и парламент. Если пятеро учеников захотят изучать любой новый предмет, его добавят в расписание. 70 процентов дисциплин школьник выбирает сам.
Ученикам «Апельсина» разрешают поставить парты по кругу или вовсе сесть на пол. Источник
Частная школа «Апельсин» — главный проект Института Неформального образования. Здесь признают личностное равенство взрослых и детей, следуют за интересами и способностями ребенка, а в приоритет ставят гуманистические ценности. «Образование и насилие в любых формах — вещи категорически несовместимые», — говорит директор школы Дима Зицер.
Помимо привычных предметов, дети играют на флейте, плавают в бассейне, занимаются йогой, танцами, ходят в театры, музеи, парки. В мастерской они создают витражи, занимаются батиком, лепкой, макетированием.
Идею неформального образования поддержали и другие школы России. Так во Владивостоке открылась частная «Моя школа» с похожей концепцией. А в Липецке 30 государственных школ отказались от оценок и домашних заданий.
Осознанность и поддержка приемных детей
Где: «Точка будущего», Иркутск
В иркутской школе дети сами выбирают приоритетное направление: социально-гуманитарное или физико-математическое. Подстроить обучение под личные особенности и интересы помогают тьюторы и персональные наставники. Особое внимание в образовательном комплексе уделяют детям из приемных семей. Для них выделили 15 процентов учебных мест.
В коттеджах на территории школы проживают семьи с приемными детьми. Источник
Изначально основатели задумывали проект как детский дом, но в итоге его сделали доступным и для «семейных» школьников. Ведь для успешного будущего приемных детей важно включать их в жизнь общества. Проект финансируют благотворительный фонд бизнесмена Альберта Авдоляна и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
В основе концепции «Точки будущего» — образовательная технология «жизненного проектирования». Детей учат ставить цели, прогнозировать и планировать свое будущее. Проект будет расширяться: в Иркутске уже строят дополнительные коттеджи для многодетных семей с приемными детьми. Новую «Точку будущего» планируют открыть в Якутске.
Традиции и инновации
Где: Школа «Айб», Ереван, Армения
В школе «Айб» есть амфитеатр, мастерские, небольшие аудитории со стеклянными стенами и горки вместо лестниц для младшеклассников. В школе преподают на армянском, но большое внимание уделяют иностранным языкам. Педагоги чередуют лекции и семинары, проводят мастер-классы и индивидуальные уроки, учат детей готовить проекты и доклады.
Необычное, яркое здание — визитная карточка школы «Айб». Источник
Школу инициировал и финансирует негосударственный образовательный фонд «Айб», который открыли на исторической родине 8 друзей — успешных выпускников МФТИ.
«Мы захотели дать шанс на успех будущим поколениям», — так объяснял задачи школы в интервью Педсовету ее директор Арам Пахчанян.
70 процентов учеников в ней получают стипендию — компенсацию за оплату обучения. В 2013 году открылась вторая школа от фонда «Айб» — центральная школа Дилижана. В 2015 при обоих учебных заведениях открылись первые в стране мастерские-лаборатории от Массачусетского технологического института США.
Миссия школы «Айб» — сформировать образованное, высоконравственное поколение с чувством ответственности и принадлежности. «Кристаллизация лучших традиций армянского образования и новейших мировых достижений обучения», — так говорит о себе школа.