Педсоветы, конференции, конкурсы и просто уроки — без навыка публичных выступлений педагогу никуда. Как говорить перед публикой, чтобы тебя слышали и запоминали, рассказали учитель математики Сергей Веременко и психолог Виктория Шиманская.
1. «Твоя территория»
У нас есть три реакции на стресс. Из них две — бей и беги — помогают действовать. А третья — замри — парализует. Поэтому часто спикер может настолько сильно переволноваться, что забывает, о чем хотел рассказать, хотя очень долго и тщательно готовился.
Очень важно перед выступлением почувствовать себя в безопасности. Для этого можно сделать перекус или попить воды. Так мозг поймет, что все в порядке, и пошлет сигнал о расслаблении.
Если есть возможность, можно за день до мероприятия прийти на площадку, на которой оно будет проходить, и провести там какое-то время пока нет полного зала. Организм запомнит это ощущение спокойствия, и вы начнете воспринимать это место как свою безопасную территорию.
2. «Яркое начало»
Стандартное начало выступления выглядит так: «Здравствуйте, меня зовут Марья Ивановна. Я расскажу о подходе, который раскрывает талант ребенка». Большинство спикеров сначала представляются, а затем называют тему, о которой собираются говорить. Аудитория настолько к этому привыкла, что ее внимание за это не цепляется.
Лучше начинать с вопроса, связанного с главной мыслью выступления. Например: «Кто считает, что одна из ключевых задач образования в современном мире — не просто дать знания по предмету, а раскрыть талант ребенка?» или «Кто из вас испытывал тревогу перед выступлениями?» Важно выдержать паузу и только потом представляться и называть тему доклада.
3. ПЗСП
Эта техника помогает с разных сторон взглянуть на выступление во время подготовки.
П — что аудитория поймет?
Например, что в рамках предметов можно развивать метапредметные навыки.
З — что аудитория запомнит?
Это может быть статистика, яркий пример — то, что обычно фиксируют в презентации.
С — что аудитория сделает?
Например, вы приглашаете слушателей подписаться на ваш telegram-канал. Или побуждаете их выбрать какой-то инструмент, о котором вы рассказывали, и использовать его на ближайшем уроке.
П — что аудитория почувствует?
Это то, какая эмоция будет использована на каждом этапе выступления: удивление, воодушевление, страх и др. В зависимости от этого спикер выберет формулировки, интонации и стиль подачи материала.
4. «Драматургия»
Это способы повествования из литературы и кино, которые можно применять и в публичных выступлениях.
«Путь героя»:
- Привычная жизнь
- Зов к действию
- Пересечение порога — переход на новую, еще не изведанную сторону
- Союзники и противники
- Самое тяжелое испытание
- Трансформация
- Награда
- Возвращение
Например, эксперт по публичным выступлениям может рассказать о том, с чего он начинал свой путь, кто ему помогал, какой у него был самый крупный провал, какой опыт он вынес из этого и т. д.
С конца к началу
Так часто строятся художественные произведения: герой не понимает, где он находится и как тут оказался, а дальше рассказывается, что произошло за какое-то время до этого события и почему все к этому привело. Например: «Три мои ученика выиграли олимпиаду». Зацепили аудиторию результатом, а затем возвращаемся к началу: «Полгода назад я решил подготовить их по новой методологии».