28 февраля 1922 года родился Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, основатель Тартуско-московский семиотической школы и человек-энциклопедист. После окончания университета из-за все нарастающей борьбы с космополитизмом он не мог устроиться работать по специальности в Ленинграде и был вынужден уехать в Тарту. Будучи не только талантливым ученым, но и педагогом, Лотман много работал с учителями, просвещал и вдохновлял их.
Обучение и воспитание неразделимы
Лотман был убежден, что нельзя обучать не воспитывая. Основой образовательного процесса он считал диалог, а потому призывал к созданию в школе открытой и доверительной атмосферы, в которой каждый может свободно выражать свои идеи.
«Я не считаю, что можно разделять обучение и воспитание, видя в них две различные педагогические задачи… Всякое общение есть воспитание, так как те, кто хотят общаться, должны настроиться на общую волну, стремиться к взаимопониманию и, следовательно, в чем-то уподобиться друг другу»
Важнейшей целью обучения он считал не вкладывание в головы детей готовых решений, а взращивание самостоятельного мышления и способности открыто и непредвзято воспринимать действительность. Это умение «соединить способность одновременно быть близоруким и дальнозорким, соединить две точки зрения воедино значит дать объемность, непредсказуемость, размытость. За счет этого мы можем ориентироваться в неоднозначном, тоже размытом, имеющем разные голоса мире…»
Общение с учениками только на равных
Несмотря на свои обширные и глубокие знания Лотман никогда не ставил себя выше других. Он считал, что в классе нет главного и подчиненных, есть люди: маленькие которые сидят за партами, и большой человек, который сидит за столом учителя. Об этой естественности в общении вспоминают его ученики:
«ЮрМих был неизменно демократичен, всегда разговаривал со студентами на равных, но никогда — панибратски».
Профессор считал недопустимым обращаться с аудиторией грубо и высокомерно. Он относился к слушателям как к ученым-исследователям и будущему науки, а потому свои лекции сопровождал формулами «как вы, конечно, помните…», «всем известно, что…»
Быть учителем не может случайный человек
К педагогу Лотман предъявлял высокие требования. Сравнивая работу хирурга, который спасает жизни, и работу учителя, который проводит уроки, он подчеркивал, что их ответственность равна. С той лишь разницей, что в первом случае работают с телом, а во втором — с душой.
Учитель — это не всякий человек, который отлично знает материал и передает его другим, а тот, кто «умеет думать и умеет научить думать». А это под силу далеко не каждому выпускнику педагогического вуза.
«При подготовке музыкантов-исполнителей существуют такие понятия, как отсутствие таланта, неспособность, профнепригодность. Но в практике подготовки учителей мы молчаливо исходим из того, что „играть на людях“ проще, чем на „дудке“, и что здесь никаких специальных способностей не требуется. Видимо, дело в том, что фальшь флейтиста слышат все, а фальшь учителя — лишь дети, которых мы не слушаем…»
Лотман считал, что деление детей на одаренных и бездарных несправедливо. Вторые зачастую лишь жертвы нечуткости педагога, его неспособности разглядеть, в чем их уникальность и талант.
Лишних знаний не существует
Профессор считал, что педагог должен постоянно самосовершенствоваться, расширять свой кругозор и делиться этим с учениками. Он не соглашался с теми, кто упрекал преподавателей в том, что они дают лишний материал. Ведь как только какие-то знания отбрасываются как ненужные, уровень образование резко снижается. Лотман был убежден, что культура — это не роскошь, а необходимость.
«У нас учитель часто не учит, а „выполняет программу“, „проходит предмет“. Под флагом сближения с практикой и от университета начинают требовать рецептов проведения уроков, их разработок. Между тем подготовка учителей для школы не должна быть ориентирована исключительно на школьные программы, сводиться к „натаскиванию“ на них. Во многих местах, где нашим выпускникам придется работать, они будут самыми культурными людьми; именно поэтому учитель прежде всего должен быть образованным и культурным человеком».
Лотман и сам постоянно учился. Например, благодаря шахматистке и филологу Ларисе Ильиничне Вольперт он совершенствовал французский. А на лекциях Владимира Андреевича Успенского вместе со своими студентами-гуманитариями постигал основы высшей математики.
Педагогу необходимо творчество
Лотман отмечал, что учитель находится в непростом положении. С одной стороны, он угнетатель, потому что командует учениками, с другой — угнетаем руководством. Одно порождает в нем «чрезвычайное самомнение», второе — комплексы. Лекарство от этого — наука и творчество.
«Необходим и психологический перелом, отказ от представления о том, что учитель „уже все знает“ и все заботы следует свести лишь к тому, как преподавать. Знание что преподавать он якобы раз навсегда получил вместе с дипломом. Необходимо сломать представление о том, что наука — дело для учителя чужое, лишний груз».
Поскольку учитель воспитывает своим примером, он должен предъявлять к себе высокие требования и стремиться им соответствовать. Не получится рассказывать о том, как поступать правильно, а потом совершать некрасивые поступки. Дети заметят даже малейшую фальшь и перестанут доверять.
«Серость плодит серость не по злому умыслу, а по самой своей природе. Поэтому серость в творческой сфере отнюдь не безобидна. Она агрессивна».