Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Дети с развитой эмпатией в будущем лучше справляются со стрессом, адаптируются в коллективах и находят друзей. Развить эмпатию можно не только примером, но и с помощью творчества — восприятие изображенных чувств не отличается от понимания эмоций реального человека. Педагог изобразительного искусства Полина Логинова рассказывает об упражнениях, помогающих развить эмпатию.
Использовать репродукции картин
Многие из тех эмоций, которые трудно уловить или даже испытать в повседневной жизни, есть в произведениях искусства.
Используйте репродукции картин, чтобы изучать и обсуждать чувства с ребенком. Поговорите об эмоциях, которые изображены на полотне. Узнайте, встречал ли ребенок в повседневной жизни похожую ситуацию, видел ли у людей такое выражение лица. Предложите ему повторить мимику персонажа, обсудить что он чувствует.
В первый раз детям может быть трудно выполнить упражнение, они не проявляют большой заинтересованности к процессу. Но как только у ребят начинает получаться, задание становится любимым.
Рисовать комиксы
Предлагайте ребенку нарисовать комиксы о событиях дня: ссора с другом, поломка игрушки, травма, день рождения, прогулка с семьей. Обязательно просите малыша рассказать о том, что он изобразил на рисунке. Задайте уточняющие вопросы, нарисуйте свой вариант развития событий. Расскажите ребенку, что и почему происходит на вашей картинке, ваш комикс может носить поучительный характер.
В начальной школе это упражнение помогает решать конфликтные или неоднозначные ситуации.
Искать эмоции в рисунках
Поиграйте в игру: ребенок рисует любое изображение — например, яблоко. Пусть он представит, что радуется, и нарисует то же самое радостно. После предложите погрустить и изобразить грустную картинку. Обсудите, чем отличаются рисунки и почему.
Нарисуйте или найдите изображения любых персонажей в разных эмоциональных состояниях. Например, грустный зайка под дождем, счастливый ежик ест мороженое или злой волк крадется по лесу. Предложите ребенку дополнить картинки таким образом, чтобы настроение и эмоции поменялись: зайке пририсуйте зонт, закрасьте мороженое у ежика, нарисуйте у волка в животе бутерброд. Обсудите изменения.
Создать доску эмоций
Нарисуйте части лица для разных чувств, вырежьте их, приклейте с обратной стороны магниты. Пусть ребенок сложит эмоции по заранее заготовленным карточкам или расскажет про свое состояние.
Это упражнение помогает отслеживать эмоциональный настрой в классе и развивать сопереживание у себя.
Угадывать эмоции
Предложите ребенку надеть медицинскую маску и разозлиться как голодный волк, или испугаться, как заяц, встретивший лису. А потом поменяйтесь ролями: вы показываете эмоции, а ребенок угадывает.
Помните, что детям до двух лет лучше ее не надевать — велик риск удушения.