В России нарушения речи в среднем есть у 5–10 процентов детей. Иногда их причина в отклонениях в психофизическом развитии ребенка, в других случаях к ним приводят психологические проблемы или индивидуальные особенности. Тут требуется разная коррекционная работа: с логопедом или дефектологом. Дефектолог и логопед — в чем разница между этими специалистами и с какими нарушениями они работают? Объясняем в статье.
Что общего у дефектолога и логопеда и какого специалиста выбрать ребенку
Логопедов и дефектологов часто путают, потому что и те, и другие корректируют отклонения в развитии ребенка. В письме Минпросвещения для них ввели особый статус — педагог-ассистент или тьютор.
Согласно профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания», и дефектологи, и логопеды сопровождают детей с особенностями развития, инвалидностью и ОВЗ в школе или детском саду. Они выявляют, какие проблемы есть у учеников в социализации и обучении, помогают с ними справиться:
- учат общаться с другими детьми;
- развивают речевой аппарат;
- тренируют чтение и письмо;
- помогают в наблюдении, подражании и игре.
И логопед, и дефектолог сотрудничают с другими педагогами школы или детского сада, консультируют родителей. При этом они — не медицинские работники. Они не ставят диагнозы, этим занимаются детские неврологи и психиатры.
Как стать специалистом
Отличие дефектолога от логопеда заключается в том, что, хотя оба специалиста работают вместе, у них разные навыки. Первые развивают интеллект и навыки взаимодействия с окружающими, а вторые — устную речь, чтение и письмо. Поэтому педагогические вузы разделяют эти науки и образовательные программы. Учиться на дефектолога следует на факультете «Коррекционная педагогика и специальная психология». Логопеды получают образование на факультетах «Педагогика» и «Филология».
Что такое дефектология и чем занимается дефектолог
Дефектолог — это педагог, который совершенствует интеллект ребенка, память и мышление, учит выражать мысли, заполняет пробелы в знаниях.
Дефектолог корректирует разные заболевания и ОВЗ:
- задержку психического и умственного развития;
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- глухоту и слепоту.
Также к этому специалисту приводят детей с нейроотличиями. Это не патологические, не вредные для здоровья состояния мозга. Но из-за них ребенок видит мир не так, как окружающие. К нейроотличиям относятся:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- расстройства аутистического спектра и синдром Аспергера;
- синдром Туретта.
В каждом из этих случаев дефектолог помогает решить проблему.
При задержке психического или умственного развития. Дефектолог помогает расширить кругозор ребенка: выстраивать причинно-следственные связи, применять образное, логическое и абстрактное мышление. Дети учатся подражать окружающим, играть и усваивать новые знания.
Например, абстрактное и логическое мышление развивают с помощью сюжетных и ролевых игр. Дети пробуют выделять главные свойства предметов, примерять их на себя, представлять их образы. К примеру, ребенок представляет себя доктором: выслушивает жалобы пациентов, на месте которых, например, мягкие игрушки и куклы, осматривает их, советует, как избавиться от недуга.
При расстройствах аутистического спектра дефектолог помогает справиться с эхолалией — повторением отдельных фраз, слов или слогов. Он учит воображать и рисовать, понимать сверстников и дружить с ними. Помогает справляться со своими особенностями: работать с сенсорными перегрузками, выдерживать зрительный контакт.
Например, дефектолог вместе с ребенком собирает сенсорную сумку — набор предметов, который поможет успокоиться, отвлечься и снять напряжение. В ней могут быть строительные беруши, кубик Рубика, эспандер или другие вещи, которые выберет ребенок.
При СДВГ с помощью игр и сказкотерапии специалист учит ребенка удерживать внимание, развивает память, корректирует скорость и членораздельность речи. Он показывает, как снимать эмоциональное напряжение и контролировать себя.
Например, есть игра «Многоножки», которая учит удерживать внимание. В начале игры ребенок кладет руки на край парты, по сигналу педагога его пальцы «перебегают»в том направлении, которое задает взрослый. Для этого игроку приходится внимательно следить за указаниями.
При детском церебральном параличе у ребенка повреждены участки мозга, ответственные за моторику и двигательные функции. Дефектолог развивает сенсорное восприятие, работает над логическим мышлением и координацией движений.
Например, детям с ДЦП сложно изучать цвета. Здоровому ребенку достаточно просто указать на цвет и обозначить его. Для детей с ДЦП этот процесс разделяют на этапы: учат отличать цвета и называть словами, объединять предметы одного цвета в группы. Помогают в этом игры с карточками.
При глухоте или слепоте разных форм дефектолог обучает чтению и письму.
Например, дефектолог помогает освоить шрифт Брайля или жестовый язык, обучает ориентироваться в пространстве без зрения или слуха.
В особых случаях к специалисту обращаются, если у ребенка с нормальным развитием есть моторная неловкость. Например, он часто роняет предметы и запинается. Или если ребенок закрыт, необщителен, у него «взрывной» характер или проблемы с внимательностью.
Дефектологи работают с широким кругом проблем и специализируются по нескольким направлениям. Виды дефектологии:
- Дефектолог-ортопедагог исправляет нарушения моторики и работы опорно-двигательного аппарата.
- Дефектолог-олигофренопедагог корректирует умственную отсталость (олигофрению) и замедленное психическое развитие.
- Дефектолог-сурдопедагог работает с детьми с потерей слуха.
- Дефектолог-тифлопедагог помогает детям, у которых есть нарушения зрения.
- Логопед-дефектолог ставит речь здоровых детей и с особенностями.
Что такое логопедия и цели работы логопеда
Логопед — это педагог-дефектолог узкой специализации. Он корректирует индивидуальные особенности развития речи, чтения и письма. С помощью игр и упражнений он формирует правильное звукоизвлечение, расширяет словарный запас и ставит интонацию.
Логопеды специализируются по видам нарушений. Одни занимаются постановкой звуков, борьбой с гнусавостью или необычным темпом речи: слишком медленным или слишком быстрым. Другие — навыками чтения и письма при дисграфии (нарушениях письма) и дислексии (нарушениях чтения).
Кроме того, логопеды-дефектологи помогают детям с ОВЗ:
- При аутизме, синдроме Аспергера и других расстройствах аутистического спектра. Почти у всех детей «в спектре» есть особенности речи, и все они разные. Дети с «аспергером» часто страдают эхолалией — повторяют звуки и слова. Дети с аутизмом могут и вовсе не говорить. Логопед с раннего возраста помогает развивать речь, обучает держать зрительный контакт, понимать свои желания и желания окружающих.
- При задержке психического развития и умственной отсталости. У детей с задержкой развития словарный запас намного меньше, а речь менее связная. Все потому, что им часто намного труднее обучаться, чем сверстникам. А у родителей нет навыков и времени, чтобы им помочь. Логопед учит таких детей новым словам и грамматике языка, строить фразы и предложения.
- При детском церебральном параличе. Это заболевание затрагивает двигательные функции мозга, но даже при сохранном интеллекте, часто нарушает моторику речевого аппарата. При ДЦП управлять мышцами лица и челюсти бывает очень трудно. С такими детьми логопед отрабатывает, как произносить отдельные звуки, строить предложения, тренирует четкость речи.
Резюмируем: разница между логопедом и дефектологом