Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Более 83 процентов учеников недовольны тем, как кормят в школьных столовых. Они лучше купят пиццу или сосиску в тесте на карманные деньги, чем съедят горячий обед. Педсовет узнал, как составляют меню в образовательных учреждениях, и что с ним не так, по мнению ребят.
Как составляют меню в школьных столовых
Разработкой школьного меню занимаются сотрудники организации, которая отвечает за питание в школе. Его составляют на две недели вперед и согласовывают с администрацией учреждения. При планировании учитывается сезонность продуктов и необходимая калорийность суточного рациона детей и подростков. Так, завтрак должен составлять 25 процентов суточной потребности ребенка в калориях, обед — 35 процентов, полдник — 15, и на ужин снова приходится 25.
Меню для школьника должно включать:
- пищу, богатую белком (мясо, яйца, творог, молоко);
- жиры растительного происхождения;
- 10-20 г клетчатки в сутки (сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, ц/з мука, бобовые и овощи);
- витамины и микроэлементы (например, витаминизированные напитки или батончики);
- йодированную соль.
Для реализации принципа здорового питания Роспотребнадзор советует к каждому приему пищи добавлять фрукты и овощи и с особой тщательностью следить за качеством продуктов.
При индивидуальной непереносимости того или иного ингредиента или сахарном диабете у ученика, диетолог организации обязан составить индивидуальное меню. Выдача диетических рационов контролируется отдельным сотрудником.
Запрещены к использованию при приготовлении пищи:
- грибы и блюда из них,
- сырокопченые колбасы,
- горчица,
- хрен,
- острый перец и другие жгучие приправы.
Также нельзя кормить детей:
- окрошкой,
- макаронами по-флотски,
- блинчиками с мясом и с творогом.
С одной стороны, данные ограничения и требования исключают риск отравлений или возникновения проблем с пищеварением у детей. Но с другой, из-за скудного списка допустимых ингредиентов, школьные блюда обычно пресные и однообразные.
Что дети думают о школьном питании
Как показывает практика, большинство детей отказываются от завтраков и обедов в столовой. И если кто-то еще понадкусывает котлету и выпьет компот, то некоторые и вовсе не притрагиваются к тарелке, а сразу встают в очередь в буфет.
Основных причин нелюбви к питанию в столовой несколько:
- Блюда выглядят не очень аппетитно.
Чаще всего, школьникам приходится есть все тушеное, пареное или вареное. На тарелке это смотрится не самым привлекательным образом.
«Я ненавижу вид тушеной капусты. Кажется, это называется, солянка. Какое-то месиво на тарелке. Возможно, это полезно. Я не пробовал. Меня от вида тошнит, простите».
Олег, ученик 7 класса, Москва.
- Меню однообразное.
Суп, дуэт котлеты и макаронов, компот, гречка с мясом и подливкой — блюда повторяются с завидной периодичностью и успевают ужасно надоесть.
«Мы с ребятами почти вывели формулу, когда нам что дадут на обед. Это просто. Если пюре и котлета были сегодня, то в следующие раз появятся дней через пять. Мы даже делаем ставки. Скука, в общем».
Юра, ученик 8 класса, Москва.
- Еда отличается от домашнего рациона.
Школьнику блюда могут казаться невкусными просто потому, что не похожи на те, что готовит мама. Например, дома ребенок привык к овощному салату с майонезом, а в школе в качестве приправы предлагают масло.
«В столовой в пюре всегда попадаются комочки. Наверное, потому что его готовят сразу на много людей и размешивают плохо. Эти комочки я терпеть не могу. У мамы так никогда не бывает».
Ася, ученица 7 класса, Москва.
Ну и, наконец, дети могут не есть в столовой просто за компанию. Подростки не любят отличаться от сверстников, поэтому если несколько детей в классе считают, что еда в столовой недостаточно хороша для них, к ним обязательно «притянутся» другие.
Как можно заметить, большая часть претензий к школьному питанию — это дело вкуса. Но есть ряд объективных нарушений, которые требуют контроля проверяющих органов.
Что и как контролируют в школьных столовых
Нарушения в работе школьных столовых могут возникать как на этапе транспортировки и доставки продуктов, так и во время раздачи уже готовых блюд.
К основным нарушениям относятся:
- несоответствие документов сертификации пищевых продуктов,
- несоблюдение температурного режима хранения продукции,
- замена или отсутствие основных ингредиентов.
Чтобы минимизировать несоблюдения санитарных норм, администрация школы и столовая проводят регулярные мероприятия по контролю за безопасностью школьного питания.
Одна из мер контроля за качеством питания в школьной столовой — бракераж, то есть проба всех горячих блюд. Пробу берут за 20 минут до раздачи и заносят все данные в журнал бракеражной комиссии. В эту комиссию, как правило, входят представители администрации школы, организации, ответственной за питание, и родители. Председатель комиссии — директор школы или его заместитель.
Обязательным условием организации питания в школе также является ежедневный отбор суточных проб, которые должны храниться в течение 48 часов в специальном холодильнике.
Кроме того, организации, отвечающие за питание в школах, проводят лабораторный контроль качества готовой продукции в соответствии с периодичностью, указанной в документах Роспотребнадзора.
Один раз в год проводят:
- контроль калорийности и химического состава блюд,
- исследования смывов (инвентарь, оборудование, руки и спецодежда персонала) на наличие возбудителей и инфекционных заболеваний,
- исследование питьевой воды.
Не реже двух раз в год:
- микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства,
- контроль витаминизации.
Впрочем, микробиологический анализ вряд ли может улучшить вкус и качество самих блюд или расширить ассортимент меню. Поэтому Роспотребнадзор призывает родителей самостоятельно следить за качеством горячего питания в школах. Информацию о проверках и соблюдении норм родители могут запрашивать у директора школы и педагогов, а также напрямую в них участвовать.
Чтобы войти в состав комиссии по проверке работы пищеблока, необходимо обратиться к руководству школы. Директор составит нормативный акт, где пропишет состав комиссии и перечень необходимых мероприятий.
Родители могут провести анкетирование детей и узнать, устраивает ли их качество еды. Либо, по согласованию с директором, организовать работу общешкольной комиссии.
Бонус: кому положено льготное питание, и как его оформить
На федеральном уровне льготы на бесплатное питание закреплены только для учащихся начальной школы. Согласно Федеральному закону об образовании школьники до четвертого класса должны получать разовое бесплатное горячее питание. Эта мера должна быть реализована во всех регионах страны до 1 сентября 2023 года.
Что касается школьников средней и старшей школы, решение о льготах для получения бесплатного питания принимают региональные власти, поэтому оплата бесплатного питания происходит за счет бюджета отдельного региона.
Как правило, местные власти обеспечивают бесплатным питанием:
- школьников из многодетных семей;
- детей, потерявших одного из родителей;
- школьников из малоимущих семей.
В период дистанционной учебы школьник получает сухой паек или денежную выплату, равную сумме льготы.
Чтобы уточнить, кто попадает под льготу в конкретном регионе и какой перечень документов необходим, нужно обратиться в региональный отдел социальной защиты населения или уточнить информацию у администрации учебного учреждения.