Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Недавно сообщество «Подслушано у учителей» проводило опрос: какие ценности в детстве прививали педагогам. Педагоги писали, какие качества характера и установки в них воспитывали в детстве, и какие из них помогают, а какие мешают в личной и профессиональной жизни. Делимся самыми интересными ответами.
Что помогает
Наталия:
«Учили всему тому, чему учило советское общество. Дома мама прививала сознание того, что я красивая, умная и интересная. Это придавало и придает уверенности.
Самый большой урок моей (еще очень молоденькой) маме дала моя первая учительница. На первом родительском собрании она сказала так «Никогда, ни в коем случае не обсуждайте учителя при детях в негативном ключе. Есть вопросы, претензии — приходите, будем разговаривать». Этому правилу я придерживалась будучи мамой школьницы. Зато и я, и моя дочь с теплотой вспоминаем школу и все что с ней связано».
Ирина:
«Прививали: тягу к знаниями, эрудированность прям таки на первом месте, умение постоять за себя и словом, и физической силой (это вылилось в „постояние“ и за других), абсолютную любовь к себе. Первое место с эрудицией делит самодостаточность — это лучшее, что может быть в человеке».
Оксана:
«Привили то, что я сейчас, к сожалению, не могу привить своим детям, т. к. раньше это было в порядке вещей, а сейчас редкость:
— главные в доме родители, а я и брат продолжение родителей;
— без учебы, знаний и труда в этой жизни ничего не добьешься;
— уважай старших и не важно достойны они твоего уважения или нет. Не нравится, лучше промолчи.
— никогда и никого не заставляй себя ждать».
Ольга:
«Отец всегда говорил: „Гонят в дверь — лезь в окно, гонят в окно — лезь в трубу, но добейся своего“. Очень помогло при работе с чиновниками. Любимая приговорка была: „Единственный 100 процентный шанс никогда не напечататься в журнале ‚Сайнс‘ — это не отослать туда статью“. Тоже прекрасно мотивировало на решение сложных задач».
«Доносчику — первый кнут» (Максим Горький), — прекрасно служило дружбе в семье, наказывали всех, если жаловались».
Надежда:
«„Если хочешь сделать хорошо, сделай это сам», «Что не делается, всё к лучшему», «Семеро одного не ждут “ — это любимые фразы папы.
Учили уважать и ценить свой и чужой труд, не мусорить вокруг, созидать, а не уничтожать. Не пререкаться со старшими, идти всегда к своей цели и не сдаваться. Уважать и помогать людям в почтенном возрасте, поддерживать друг друга в семье, семья — это те, кто тебя принимают и любят при любых обстоятельствах. Знание — это сила, всегда надо стремиться к развитию».
Влада:
«Прививали важность быть честной с другими и самой собой, учили думать, прежде чем делать или говорить. Учили помогать тем, кому это действительно нужно, уважению к старшим, аккуратности, ответственности за свои поступки.
Это всё в сочетании с моим здоровым эгоизмом дало, я думаю, хорошие плоды».
Что мешает
Екатерина:
«Не врать. Лучше сказать правду и получить на нее адекватную реакцию, чем не сказать и получить в два раза худшую реакцию. Во взрослой жизни больше мешает теперь это, чем помогает.
Хочешь денег — заработай, деньги сами по себе не приходят. Опять же в современном мире уже сомнительное убеждение, но я продолжаю только через труд получать доход.
Быть хорошей, как бы о тебе не так не подумали. Со второй частью борюсь, делаю чужую оценку не своей реальностью.
Стыдно сидеть без дела (привет, трудоголизм). Постоянно ловлю себя на том, что стОит провести хоть час «ничего не делая», как внутренний голос начинает меня ругать».
Читайте также: Трудоголизм: причины, типы, рекомендации психолога
Юлия:
«Во мне воспитали чувство коллективизма, если можно так выразиться. Например, я делаю добро другому человеку, то он должен делать то же самое для меня. Некий бумеранг, круг добра. Или наоборот: я поступила плохо с человеком, то он может «отомстить». Прям с детства мне вдалбливали золотое правило нравственности.
На самом деле это влажные фантазии коммунизма, когда каждый человек заботится о благополучии коллектива. И сколько бы ты добра не делал, сколько бы усилий не вложил — всё это может быть не оценено по достоинству».
Мария:
«Мешает жить то, что учили быть пессимистом. Очень долго избавлялась от этого. Хотелось бы, чтобы этому никого никогда не учили».
Лена:
«Какие требования предъявляли родители? «Ты же девочка, убери, помой» — ненавижу это хозяйственное… до сих пор. «Здесь твоего ничего нет» — даже сейчас в своей квартире избегаю что-то поставить, показать, всё скрываю.
Никакой похвалы никогда, сейчас любую похвалу или комплимент воспринимаю как издевку»
Читайте также: «Ты же девочка»: чем опасны гендерные стереотипы в школе
Анастасия:
«Самое большое влияние на меня оказал универ. Прививали: критическое мышление, рационализм, умение на любое событие смотреть с разных сторон. А вот это все теперь и мешает. Если б меня научили верить всему подряд, мне б сейчас жилось не в пример легче».
Сандра:
«Не высовываться, слушаться, быть хорошей девочкой, думать о чувствах других, особенно взрослых. Старшие всегда правы и вообще лучше. Когда вырастешь — к тебе так же хорошо и уважительно будут относиться (ха-ха).
Из всего, что привили, благодарна только за определенные принципы, все остальное мешает всю жизнь».
Ольга:
«Пунктуальность. Я всегда прихожу раньше, никогда не опаздываю, два будильника на столике и главный будильник в голове.
Консерватизм. Не люблю привносить что-то новенькое в проверенное старое.
Вера в людей. Я всё ещё наивно верю, что люди должны отвечать добром на добро. Как-то так».