ДОшкольное, а не ДЛЯшкольное: каким должно быть образование в детском саду
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Кандидат психологических наук, соавтор Инструмента независимой оценки качества дошкольного образования (НОК ДО) г. Москвы Елена Юдина размышляет о том, куда развиваться дошкольному образованию в России.

Дошкольное образование не должно заключаться в «подготовке к школе»

Дошкольное детство — это период в жизни человека, который несравним ни с одним другим по интенсивности его развития: ребенок активно познает мир, себя и других людей, учится самореализации. Однако это происходит только в том случае, если мы ориентируем развитие ребенка на решение задач дошкольного возраста, не подменяя их задачами других, более старших, возрастов.

Советский Союз выгодно отличался от многих стран системной организацией образования для детей от года до семи лет. Нам досталась хорошая инфраструктура, традиции системного государственного финансирования, социальная поддержка слабых семей и многое другое, что может обеспечить успешное функционирование современного дошкольного образования. Тем не менее, СССР было свойственно отношение к «дошколке» как к преимущественно выполняющей функцию подготовки детей к школе.

Основной задачей этого периода развития ребенка считалось обеспечение беспроблемного, в идеале — абсолютно гладкого, вписывания в школьную среду (легкой адаптации), быстрого и четкого выполнения требований учителя уже с самого начала обучения в начальной школе и последующей «успешности» во всем периоде школьного обучения.

Этот доминирующий (хотя никогда не единственный и имеющий многих оппонентов в лице психологов и педагогов школы Выготского) взгляд на задачи дошкольного образования изменился в конце 20-го — начале 21-го века после получивших оглушительную популярность работ Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана. 

В этих работах на языке финансов было продемонстрировано то, что образовательное сообщество всегда пыталось донести до политиков и чиновников: дошкольный период в жизни ребенка не является просто подготовительным к школе; он решает свои важные задачи в развитии ребенка.

Экономисты показали, что дошкольное детство — этот тот период в жизни человека, инвестиции в который не могут конкурировать ни с какими другими вложениями в человеческий капитал, с точки зрения нормы получения прибыли. Многим политикам, финансистам и другим «стейкхолдерам» стало ясно, что дошкольное образование имеет самостоятельную ценность; это явилось началом «дошкольного бума» во многих странах мира.

Дошкольное образование в странах, никогда не уделявших серьезного внимания этому возрасту, постепенно из разрозненных сервисов превращается в систему, повышается охват этим уровнем образования детей, заметно увеличивается его финансирование. Одновременно все более остро ощущается необходимость пересмотра его основных задач, необходимость «разворота» системы дошкольного образования на ребенка, признания самоценности дошкольного детства как одного из ключевых периодов развития ребенка.  

Основой дошкольного образования должна быть игра

Еще одна из главных проблем современного дошкольного образования — исчезновение детской игры как из детских садов, так и из семьи.

Сюжетно-ролевая игра исчезает из жизни ребенка. К сожалению, это — мировая тенденция. Дети почти перестали играть – до такой степени, что нередко раздаются голоса: возможно, современным детям это и не надо? Однако практика показывает, что если дать возможность (хотя бы предоставить достаточно времени и место), дети с удовольствием начинают играть, оставляя ради сюжетно-ролевой игры все остальные занятия. Но игра не возникнет сама по себе, если мы не будем об этом специально заботиться.

Мы проводили исследование образовательных приоритетов семей, имеющих детей дошкольного возраста, и педагогов, работающих с дошкольниками. К сожалению, по его результатам игра устойчиво занимает последнее место в рейтинге задач, которые, с точки зрения наших респондентов, должно решать дошкольное образование – причем это касается как родителей, так и педагогов. Это очень опасная тенденция. Кроме того, оказалось, что дело не только в том, что задача подготовки детей к школе «стягивает» на себя временные и все другие ресурсы: родители не считают задачу подготовки к школе самой важной, она находится примерно в середине списка приоритетов. Тем не менее, игра стабильно занимает последнее место в этом списке, родители не понимают, зачем детям нужно играть. Это особенно горько осознавать потому, что именно отечественная школа психологии и педагогики – школа Л.С. Выготского – открыла значение детской игры для развития ребенка-дошкольника и внесла тем самым значительный вклад в мировую психолого-педагогическую науку. 

 

Почему же игра занимает такое важное место в детской жизни? Дело в том, что именно в игре ребенок – хозяин своей деятельности. Он сам придумывает и воплощает свой замысел, он вступает в коммуникацию с другими детьми, общается с ними «из роли» и учится договариваться из своей реальной позиции, учится принимать правила, у него развиваются речь, воображение, мышление и множество других функций, которые важны для этого возраста. Ничто не может заменить игру для детского развития.

Л.С. Выготский и его сотрудники и последователи (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер) определяли сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Это значит, что только в игре происходит развитие у детей-дошкольников основных, самых важных способностей этого возраста, приобретение основных компетенций, необходимых для дальнейшего развития.

Пока наши дети не играют, это очень плохо отражается на их развитии. Если мы хотим, чтобы дети были развитыми, любознательными, хорошо общались, познавали мир, могли принимать собственные решения, необходимо им помогать развивать игру, создавать условия для игры со сверстниками, старшими и младшими детьми, чтобы они могли передавать игровой опыт друг другу, образовывали игровые сообщества и просто получали удовольствие от игры.

Дошкольное образование должно быть ориентировано на ребёнка

Очень важно понимать, что нельзя просто обратить все силы на развитие ребенка-дошкольника, не обращая внимания на качество дошкольных программ и руководствуясь лишь стремлением «начать как можно раньше». Раннее развитие будет решать задачи дошкольного возраста только при условии, что мы используем качественные программы. 


Источник