Программа обучения в вальдорфской школе – не застывшая схема, повторяющаяся из года в год. Как правило, учителя стараются ее постоянно развивать и изменять под потребности взаимодействия с учениками. Другими словами, есть общие рекомендации для вальдорфских школ, но как их претворить в жизнь – задача педагога.
Расписание уроков вальдорфской школы весьма любопытно. Оно отличается от того, к чему мы привыкли – строгая структура с названиями предметов. Первые два урока всегда отдаются главной дисциплине (Hauptunterricht). Как правило, это одна тема определенного предмета – математики, немецкого или даже комбинации нескольких предметов одновременно. Они сменяют друг друга каждые две-три недели.
На днях нам выдали расписание первого класса. Вот как оно выглядит.
Занятия начинаются в 7.55. Желательно, чтобы в 7.50 все были на месте – спешка и опоздание не приветствуются. Родителям рекомендуют приезжать с ребенком на велосипеде, а если дом далеко от школы – останавливать машину за несколько сотен метров, чтобы немного пройтись пешком. Считается, что небольшая утренная прогулка помогает детям настроиться на рабочий день и зарядиться бодростью.
Итак, в понедельник – лесной день. До полдвеннадцатого дети гуляют по лесу, благо что школа прямо в нем и находится. Они берут с собой рюкзаки с бутербродами и напитками, и завтракают во время прогулки.
Во вторник третьим предметом стоит «Игра» (Spielen). Что под этим подразумевается, мне пока неизвестно. Думаю, в это время у детей должен быть английский, но, как нам сказали, учитель заболел и сейчас решается вопрос с его заменой. Четвертый урок – французский.
В среду третий предмет – английский плюс игра (та же ситуация). Потом детей делят на две группы. Одна идет на эвритмию, вторая – на музыку. Затем они меняются. Эвритмия и музыка очень созвучны между собой. Эвритмия – определенные движения под живую музыку с речитативом, разработанные Рудольфом Штайнером и дожившие до наших дней. О ней я еще расскажу подробнее.
В четверг – французский и религия.
В пятницу – музыка и ручной труд. Это может быть все что угодно – строгание по дереву, лепка из глины, работа со шкурами и т.д.
После окончания уроков предусмотрено так называемое окончание школьного дня -Abschluss. Оно занимает аж сорок минут. Подразумевается, что это переходный период между занятиями и послеобеденным свободным временем.
Потом – время игры, когда детей уже можно забирать (с 12.35 по 13.15).
Как видно, расписание не слишком напряженное. Как нас предупредили до начала учебного года, первый год будет посвящен в большей степени социализации – похоже, так оно и есть.
Об авторе: Мария Петрова, журналист, живет в Гамбурге 11 лет, воспитывает двух сыновей — 6 и 10 лет, автор блога «Вальдорфская педагогика в Германии«