Советы молодому учителю
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Полина Логинова, учитель изобразительного искусства с 11-летним стажем, обобщает свой опыт и отвечает на вопросы о том, как не выгореть в первые годы работы.

Вопрос 1: «Как успевать все, что требуется, и не потерять себя?»

Анастасия Шкаева, студентка педвуза, будущий учитель изобразительного искусства. 

  1. Идите по пути наименьшего сопротивления.

Постарайтесь выстроить взаимодействие с родителями, коллективом и учениками так, чтобы точек пересечения было как можно больше. 

Если дети хотят играть в телефон, а вы — объяснить им новую тему, найдите игру, которая вам поможет. Если у вас есть задача, которую нужно сделать, узнайте, как ее решаютколлеги, предложите выполнить ее вместе. Узнайте у родителей своих учеников, какие качества своих детей они бы хотели развить — так вы увидите, к чему получится привлечь ребят и заручиться поддержкой их семей.

Как не сломаться в первый год работы в школе: советы молодым учителям
Не любите работу в летнем пришкольном лагере? — Отправляйтесь с детьми на прогулку! Пленэр на моей любимой улочке Сергиева Посада. Занятие — отличный повод прогуляться любимым маршрутом.

  1. Смотрите на отчеты как на повод для рефлексии.

В школе есть много вещей, которые вызывает отторжение: бесконечные планы и отчеты, курсы повышения квалификации, конкурсы. Но если их делать с душой, получится невероятно качественная аналитика и повод для рефлексии. 

Если вы начнете применять результаты отчетов в своей работе, то поразитесь тому, как пустые бумаги наполняются смыслами. А если скучный отчет по занятости учащихся превратить в классный час, на котором все расскажут о кружках и своих достижениях, а староста заполнит саму таблицу, то от этого вы даже получите удовольствие.

  1. Делегируйте задачи ученикам. 

Очень многое из того, что делают учителя, могут и должны делать дети. Пусть они документируют классные часы и мероприятия, фото с которых требуют завучи. Поручайте ученикам задания. Зажигайте их своими идеями и дреализуйте их вместе! Для ребят это уникальный образовательный опыт. Но не пытайтесь вовлечь сразу всех: начните с одного, двоих, подбирая задачи по интересам. 

  1. Уделяйте время себе.

Ваше эмоциональное состояние, внешний вид — часть вашей профессии. Относитесь к этому как своей профессиональной обязанности. Хороший сон, правильная еда, концерты — это то, что даст вам сил, а для ваших учеников станет хорошим примером. 

  1. Окружите себя комфортными вещами. 

Купите пульт для переключения презентаций, переносной проектор, маркеры, которые вам нравятся, удобную обувь. Что-то из этого получится заказать у завхоза. Возможно, чтобы приобрести какие-то из этих вещей, вам придется выполнить дополнительную работу или потратить свою премию, но поверьте — оно того стоит.

Читайте также: Тайм-менеджмент в школе. Советы учителю

Вопрос 2: «Как выстроить дисциплину и поддерживать на уроках рабочую атмосферу?»

Дмитрий Балуков, учитель истории и обществознания в школе № 16 Сергиева Посада, работает в школе с 2021 года.

Составьте кодекс поведения.

Определите для себя, с чем вы готовы мириться, а с чем — нет. Сделайте это письменно. Затем вместе с детьми обсудите основные правила поведения, познакомьте их со своим списком точно «Да» и точно «Нет», выслушайте их. Включите в список третий пункт «Иногда можно» и придите к договоренности. Лучше, чтобы поинтов, которые нельзя нарушать, было не много. Ведь для того, чтобы система работала, необходимо всегда придерживаться правил. Здраво оцените свои возможности: если не получается всегда отслеживать, соблюдены ли договоренности, то из этой затеи ничего не выйдет. 

Обсудить правила можно в чате, а собрать предложения — в сервисе для проведения опросов. Будет здорово, если «устав» ребята сами оформят в виде памятки или плаката.

Читайте также: 6 советов, которые помогут сохранить дисциплину в классе 

Вопрос 3: «Как мотивировать школьников учиться и выполнять домашние задания?» 

Дмитрий Бойко, учитель английского языка в гимназии № 5 Сергиева Посада, работает в школе с 2021 года.


Источник