Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Полина Логинова, учитель изобразительного искусства с 11-летним стажем, обобщает свой опыт и отвечает на вопросы о том, как не выгореть в первые годы работы.
Вопрос 1: «Как успевать все, что требуется, и не потерять себя?»
Анастасия Шкаева, студентка педвуза, будущий учитель изобразительного искусства.
-
Идите по пути наименьшего сопротивления.
Постарайтесь выстроить взаимодействие с родителями, коллективом и учениками так, чтобы точек пересечения было как можно больше.
Если дети хотят играть в телефон, а вы — объяснить им новую тему, найдите игру, которая вам поможет. Если у вас есть задача, которую нужно сделать, узнайте, как ее решаютколлеги, предложите выполнить ее вместе. Узнайте у родителей своих учеников, какие качества своих детей они бы хотели развить — так вы увидите, к чему получится привлечь ребят и заручиться поддержкой их семей.
Не любите работу в летнем пришкольном лагере? — Отправляйтесь с детьми на прогулку! Пленэр на моей любимой улочке Сергиева Посада. Занятие — отличный повод прогуляться любимым маршрутом.
-
Смотрите на отчеты как на повод для рефлексии.
В школе есть много вещей, которые вызывает отторжение: бесконечные планы и отчеты, курсы повышения квалификации, конкурсы. Но если их делать с душой, получится невероятно качественная аналитика и повод для рефлексии.
Если вы начнете применять результаты отчетов в своей работе, то поразитесь тому, как пустые бумаги наполняются смыслами. А если скучный отчет по занятости учащихся превратить в классный час, на котором все расскажут о кружках и своих достижениях, а староста заполнит саму таблицу, то от этого вы даже получите удовольствие.
-
Делегируйте задачи ученикам.
Очень многое из того, что делают учителя, могут и должны делать дети. Пусть они документируют классные часы и мероприятия, фото с которых требуют завучи. Поручайте ученикам задания. Зажигайте их своими идеями и дреализуйте их вместе! Для ребят это уникальный образовательный опыт. Но не пытайтесь вовлечь сразу всех: начните с одного, двоих, подбирая задачи по интересам.
-
Уделяйте время себе.
Ваше эмоциональное состояние, внешний вид — часть вашей профессии. Относитесь к этому как своей профессиональной обязанности. Хороший сон, правильная еда, концерты — это то, что даст вам сил, а для ваших учеников станет хорошим примером.
-
Окружите себя комфортными вещами.
Купите пульт для переключения презентаций, переносной проектор, маркеры, которые вам нравятся, удобную обувь. Что-то из этого получится заказать у завхоза. Возможно, чтобы приобрести какие-то из этих вещей, вам придется выполнить дополнительную работу или потратить свою премию, но поверьте — оно того стоит.
Читайте также: Тайм-менеджмент в школе. Советы учителю
Вопрос 2: «Как выстроить дисциплину и поддерживать на уроках рабочую атмосферу?»
Дмитрий Балуков, учитель истории и обществознания в школе № 16 Сергиева Посада, работает в школе с 2021 года.
Составьте кодекс поведения.
Определите для себя, с чем вы готовы мириться, а с чем — нет. Сделайте это письменно. Затем вместе с детьми обсудите основные правила поведения, познакомьте их со своим списком точно «Да» и точно «Нет», выслушайте их. Включите в список третий пункт «Иногда можно» и придите к договоренности. Лучше, чтобы поинтов, которые нельзя нарушать, было не много. Ведь для того, чтобы система работала, необходимо всегда придерживаться правил. Здраво оцените свои возможности: если не получается всегда отслеживать, соблюдены ли договоренности, то из этой затеи ничего не выйдет.
Обсудить правила можно в чате, а собрать предложения — в сервисе для проведения опросов. Будет здорово, если «устав» ребята сами оформят в виде памятки или плаката.
Читайте также: 6 советов, которые помогут сохранить дисциплину в классе
Вопрос 3: «Как мотивировать школьников учиться и выполнять домашние задания?»
Дмитрий Бойко, учитель английского языка в гимназии № 5 Сергиева Посада, работает в школе с 2021 года.