Как помочь школьникам не переутомляться и находить мотивацию в конце учебного года
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Начало четвертой четверти обещает скорое приближение лета и каникул. Но до него еще два месяца учебы и экзаменов, а для старшеклассников — подготовки к поступлению в вуз. Как помочь детям сохранить силы и энергию на финальном отрезке учебного года? Советами делится конфликтолог-психолог, кандидат педагогических наук, директор МИРНО Наталия Сченснович и учителя из сообщества Педсовета.

Что осложняет детям учебу в конце года

С наступлением весны и у детей, и у взрослых происходит сезонная перестройка, которая влияет на физический тонус и настроение: авитаминоз, нестабильный гормональный фон, болезни, которые пользуются слабостью организма. Дефицит витамина D к тому же приводит к снижению мотивации. Ведь он усиливает работу лобных долей головного мозга, которые отвечают за планирование деятельности. Кроме того, витамин D участвует в синтезе дофамина — гормона счастья, предвкушение, мотивации. Если его не хватает, даже есть риск сезонной депрессии.

Школьникам этот непростой период осложняют еще и предстоящие учебные испытания: ВПР и ЕГЭ. Наталия Сченснович выделяет три фактора, которые провоцируют больший стресс из-за подготовки к экзаменам:

1. Неправильные установки.

Взрослые — родители и учителя — зачастую демонизируют ВПР и в особенности ЕГЭ. Каждый год новостная лента и разговоры пестрят мнениями о том, что:

  • эти экзамены не проверяют знания;
  • они представляют непереносимый стресс для детей;
  • они кардинально влияют на будущее ребенка и т. д.

Этот негативный фон усиливает стресс у старшеклассников, активирует гормоны кортизола и адреналина, которые подавляют активность, мотивацию и положительный настрой. Есть риск, что в ответ на это ребенок станет либо агрессировать, либо, наоборот впадет в апатию или будет избегать кропотливой подготовки к предстоящим учебным испытаниям.

2. Неумение планировать.

Практически постоянно в образовательной повестке возникает проблема высокой загруженности и педагогов, и школьников. Это, считает Наталия, во многом происходит из-за того, что ни первые, ни вторые не умеют планировать свою деятельность. В педагогических вузах тайм-менеджменту не уделяют внимания, а в семьях не всегда помогают детям научиться управлять временем. А готовиться к экзаменам урывками или очень интенсивно, но в сжатые сроки утомительно. 

Кроме того, планирование напрямую связано с целеполаганием и мотивацией. Школьники, особенно подростки, часто просто не понимают зачем учиться, готовиться к экзамену, выбирать какую-то профессию. Цели, которые директивно задает семья или школа не сочетаются с личными интересами. Отсюда возникают внутренние противоречия, пониженная мотивация и усталость от бессмысленной деятельности.

Платформа Учи.ру предлагает большое количество геймифицированных заданий, которые помогут мотивировать школьников. В интерактивных упражнениях нет оценок, и каждое можно выполнить несколько раз до тех пор, пока ученик добьется успешного результата.

3. Нездоровые привычки.

На общий тонус и настроение напрямую влияет образ жизни и пристрастия ребенка. Весной, когда организму не хватает витамина D полезны прогулки, чередование учебы и отдыха, здоровый сон. Но многие старшеклассники жертвуют этим в угоду академическим амбициям, своим или родительским. 

Кроме того, в любом возрасте тонус организма зависит от правильного питания. Есть убеждение, что, например, сладости стимулируют работу мозга, и многие учителя или родители поощряют такую «подпитку» у школьников. На самом деле, как показывают исследования, эти перекусы «крадут» здоровый дофамин. Те эмоции и энергию, которые ребенок бы получил от приближения к своей цели, он «проедает» вместе со скоротечной радостью от шоколадки.

Как облегчить детям учебу в IV четверти

1. Не демонизировать экзамены.

Учебные испытания, которые ждут детей, одни из многих, с которыми им предстоит встретиться на жизненном пути. ЕГЭ или ВПР могут быть не идеальны, но это не корень зла, и даже невысокий результат — не катастрофа.

В апреле на платформе Учи.ру пройду вебинары, посвященные подготовке к ГИА. Эксперты расскажут, как помочь ученикам справиться со стрессом, работать с одаренными и неуспевающими детьми и о других важных темах. Регистрация на вебинары по ссылке.

Преувеличенную значимость этих экзаменов транслирует вся образовательная системы: от чиновников через директоров школ к учителям. Но принуждение и страх, который сковывает взрослых, не поможет детям взяться за подготовку с энтузиазмом. Это краткосрочный стимул к действию, который ребенок быстро начнет обесценивать. 

Полезнее создать в школе, классе или семье поддерживающую и спокойную атмосферу. Рационально оценивать сложности и риски, помогать детям ставить личные цели и достигать их. А для этого придется научить их в том числе и тайм-менеджменту.

3. Помогать планировать нагрузку.

Лобные доли мозга, которые отвечают за мотивацию и целенаправленное поведение, созревают у человека только к 18 годам. Поэтому некорректно ждать от ребенка, чтобы к старшей школе он без подгоотовки умел осознавал свои цели и знал, как их достичь. Задача взрослого — помочь ему в этом деле. 

Эта работа начинается уже в началке, ведь сензитивный период для формирования навыка целеполагания — это старший дошкольный и младший школьный возраст. Для этих целей полезно вести с детьми органайзеры/планеры целей, проводить рефлексию: оценивать прогресс и определять следующие шаги. 

Самая главная причина усталости — это когда человеку приходится делать то, чего он не хочет. Особенно в подростковом возрасте, когда ребенок остро задается вопросами, кто он, и чего хочет от жизни. Пока ученик не будет понимать, как ему лично пригодятся школьные знания, какие новые качества он разовьет, каких целей достигнет, здоровой мотивации не появится.

3. Прививать здоровые привычки.

Родителям стоит выстроить правильный режим дня и рацион для ребенка. Сбалансированное питание предусматривает сложные углеводы, белок, клетчатку, минимум сладкого и простых углеводов. Здоровый режим дня: баланс учебы и отдыха, прогулки, полноценный сон. Взрослым стоит понимать, что чрезмерные требования к академическим успехам, высокая загрузка дополнительными занятиями подрывает здоровье ребенка. 

Что сделать «здесь и сейчас»

Кроме системных решений, есть и простые методы, которые учитель может применить в классе, чтобы снять усталость или напряжение «здесь и сейчас». Учителя из сообщества Педсовета делятся некоторыми из них.

В начальной школе

Татьяна Жукова, учитель начальных классов, Калужская область:

«Четвертая четверть для младшеклассников сложна тем, что им предстоит сдавать ВПР. Поэтому задача учителя — так организовать учебный процесс, чтобы дети готовились к экзамену, сами того не замечая. Для этого я:

  • включаю в обучение проектную деятельность. Например, предлагаю ребятам смастерить свой лэпбук или игру-бродилку по Красной книге родного края. Затем поделиться своей игрой с одноклассниками и уже потом познакомить с ней ребят из других классов. 

Учи.ру предлагает учителям пройи бесплатный курс «Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике». Эксперты рассказывают, как включить проектную деятельность в школьные занятия и сделать ее полезной для учеников. Подробности по ссылке.

  • использую интерактивные задания. Например, карточки Учи.ру. Это игровые задания на выбор разных вариантов ответа. Они хороши тем, что ребенок в любом случае попадает в ситуацию успеха: даже если он допустил ошибку, он может ее исправить и получить поощрение. Карточки — удобный вариант для домашнего задания в мае, когда ВПР уже написаны, настрой на отдых, но впереди еще месяц учебы.

Учи.ру предлагает учителям пройти бесплатный курс повышения квалификации «Математика легче, чем кажется. Как заинтересовать учеников». Эксперты расскажут, как сделать занятия более увлекательными с помощью игровых механик и инструментов Учи.ру. Регистрация до 3 апреля по ссылке.

  • добавляю элементы геймификации. Например, на этапе закрепления материала в качестве бонуса за «пятерку», я предлагаю ребятам поощрение — сертификат или освобождение от домашнего задания. Это стимулирует их соревноваться и показать лучший результат.
  • меняю формат уроков. Например, провожу смешанные занятия, когда дети работают сначала с учителем, потом в группах, потом индивидуально с компьютером. При этом перемещаются по классу и меняют рассадку. Новое образовательное пространство, разнообразие деятельности увлекает ребят». 

В средней школе

Полина Логинова, учитель изобразительного искусства, Сергиев Посад:

«В средней школе дети устают от того, что от них требуют усидчивости. Поэтому, чтобы расшевелить ребят отлично подойдет коллективная активность, которая заставляет двигаться.  Например, со моим классом мы:

  • танцуем на переменах. Мы используем приложение Just Dance. Его нужно скачать на телефон, запустить понравившееся видео с песней на экран проектора, а дальше повторять за движениями танцоров. В платной версии приложение следит за движением телефона и оценивает точность движений танцующего. Но можно бесплатно включить ролики Just Dance на YouTube и повторять за видео.
  • поем песни. Это отлично бодрит детей и восстанавливает силы. Песни я нахожу на сайте проекта Главные детские песни — там есть подборки по разным темам. Кроме того, есть одноименный конкурс на лучшие записи, и победители участвуют в тематических концертах».

В старшей школе

Алена Павленко, тьютор и учитель русского языка, Московская область:

«В конце года я предлагаю классным руководителям и родительскому комитету чаще устраивать «ламповые посиделки». Душевные разговоры, тёплая обстановка, чтение добрых историй, обсуждение легких фильмов — все это помогает и детям, и взрослым расслабиться.

Состояние ребенка в классе во многом зависит от того, какой у него образ жизни вне школы. Поэтому полезно побудить родителей:

  • давать ребенку витамины: C, D, B, аминокислоты;
  • поощрять физические нагрузки и творчество;
  • подкрепить иммунитет здоровым питанием;
  • научит ребенка техникам релаксации.

Это базовые рекомендации для поддержания здорового состояния организма. Главное, успеть ввести приемы до того, как случится переутомление».


Источник