​​​​​​​Как превратить школьную экскурсию в образовательное путешествие

Фотографии: Wikimedia Commons / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Завуч подмосковной семейной школы «Планета детей» Ольга Серегина рассказывает, как превратить выезд с классом из утомительной обязаловки в увлекательное образовательное приключение.  

Вовлекающая школьная экскурсия состоит из трех этапов: 

  • преддействие (подготовка); 
  • действие (собственно выезд);
  • последействие (рефлексия).  

Если пренебречь одним из этих трех шагов, вся работа пойдет насмарку. Дети не захотят на экскурсию и постараются любыми способами от нее отвертеться, а родители не будут понимать, зачем это нужно.

Подготовка

Преддействие позволяет настроить класс на предстоящую поездку и заранее решить: зачем мы едем?

Например, мы ездили в усадьбу Захарово, где прошло детство Пушкина. Мы заранее определили, что это будет путешествие не только в пространстве, но и во времени: мы перенесемся в 19-й век и узнаем, как люди говорили в то время, какие незнакомые нам слова использовали. 

Другой пример — поездка в зоопарк. Тут у нас была совсем другая задача: большинство детей уже бывали там раньше, к тому же это было зимой. Так что у некоторых родителей даже возник резонный вопрос: зачем вообще детям туда ехать? Поэтому перед поездкой каждый ребенок должен был зайти на сайт зоопарка и выбрать там животное, за которым ему хотелось бы понаблюдать, а также построить на карте маршрут, как к нему добраться. Это сделало общую поездку личным делом для каждого: ребенок как будто ехал в гости к «своему» животному. 

Перед поездкой я опросила детей, за кем они собрались наблюдать и почему, а они сами стали обсуждать это между собой. Так у ребят заранее появилось предвкушение интересного опыта.

Выезд 

Во время поездки в Захарово мы услышали много слов из 19-го века, которые уже ушли из нашего языка или приобрели другое значение. Дети записывали их в свой дневник путешественника (ведь путешественники постоянно сталкиваются с чем-то новым и неизвестным, и записывают это, чтобы потом рассказать остальным). Дальше мы играли с этими словами, встраивая их в нашу речь. Дети очень радовались, когда потом читали в каком-нибудь рассказе фразу вроде «мальчик бежал в тулупчике»: «А мы знаем, что такое тулупчик!». 

Во время поездки в зоопарк у меня был случай, когда дети (третьеклассники) просто ушли к своим животным сами, каждый со своей картой. Мы договорились о месте и времени встречи, и все пошли. Никто не опоздал и не потерялся. Зато представьте, сколько эмоций у ребенка в этот момент: он самостоятелен, он все может сам! 

При этом задание у них было довольно сложное: нужно было 30 минут стоять и смотреть на одно животное. Ничего не делать, просто стоять, наблюдать и записывать, если произойдет что-то интересное. 

Кажется, что для ребенка это слишком сложно, но на практике это каждый раз работает: ведь как только начинаешь в чем-то копаться, оно становится интересным. 

Как-то у меня в классе трое очень шумных, активных ребят выбрали себе рептилий  —  не самых подвижных животных. Двое наблюдали за удавами, третий  — за аллигатором (мне вообще показалось, что это чучело, он ни разу не пошевелился). И вот они 30 минут абсолютно серьезно следили за ними с блокнотами наперевес, и, когда удав делал какое-то микроскопическое движение, это вызвало такой восторг! Такого эффекта невозможно добиться, если просто отвести ребенка в зоопарк и начать рассказывать, что «этот удав обитает там-то и ест то-то». 

Рефлексия

Во-первых, после поездки само собой начинается обсуждение: а куда мы еще поедем? а почему только одно животное? Дети начинают разговаривать и обсуждать все это друг с другом, у них формируется важный навык общения по культурному поводу.

Во-вторых, после выезда можно провести игру или кроссворд, написать сочинение и т. д. Например, после Захарово мы играли в «объяснялки» с новыми словами. А еще после каждого образовательного путешествия мы делаем газету: для нее можно использовать рисунки и фото, сделанные в поездке, а также  попросить детей написать небольшие заметки. 

Например, после Захарово один ребенок написал такое:  

«Меня удивило что Саша Пушкин с рождения говорил на французском языке, хотя он родился и жил в России. На французском в те времена говорили все дворяне, а русский язык был для деревенских людей. Когда в шесть лет Саша впервые приехал к бабушке в Захарово и пошел играть с деревенскими мальчишками, то понял, что не знает русский язык, и мальчишки решили, что он немой».

А этот текст написан после похода в дом-музей Васнецова: тогда каждый ребенок выбрал себе какую-то картину и должен был описать ее глазами одного из персонажей, т. е. как бы «изнутри». Автор этого сочинения выбрал себе картину «Три царевны подземного царства». 

«Кар-кар! Кто это там? Подлетим поближе! 

Ай, кто поставил здесь гору? Ладно, пусть стоит, я облечу вокруг. 

А что это там внизу? А это три девицы: одна, как королевна, красива: в золотом шелковом платье с жемчужным узором. Рукава платья до земли доходят, а на голове корона золотая, украшена нитями жемчуга. 

У второй платье чуть темнее чем у первой, и фиолетовое какое-то, а рукава короткие. Ой, а где третья девица? 

Ух ты, вот она! На ней платье черное, как мое перо. Оно блестит да блестит. 

А рукава где? Нет их. 

Ну все, улетаем, а то камнями будут кидаться».

​​​​​​​Как превратить школьную экскурсию в образовательное путешествие


Источник