Не секрет, что EQ (эмоциональный интеллект) не менее важен, чем коэффициент умственного развития (IQ). Об этом можно узнать из разных источников, включая книгу Гиту Бхарвани, основателя одной из первых в Европе компаний, занимающихся оценкой и развитием эмоционального интеллекта. О том, как с помощью эмоционального поэтического воздействия поднять учебные показатели развития ученика, даже, на первый взгляд, неспособного, — в блоге Александра Филянда.
О роли поэзии в развитии эмоционального интеллекта ребенка
Именно этот вид интеллекта,как сейчас уже начинают признавать во всем мире, является не менее, а может быть и более важным, чем пресловутый IQ, для развития ребенка и подростка. В наши дни дети несравненно более зажаты обстоятельствами, условностями, образом жизни не только по сравнению с их сверстниками, жившими в естестественной среде, но и даже по сравнению с нами, получившими образование в школах ХХ-го века, где исключительно мало было техники, но в мириады раз больше было подлинной любви учителей, настоящей дружбы, полноценного общения с родителями. И главным средствои информации и эмоций была у нас, разумеется, книга.
Даже просто читая хорошие книги в одиночестве, учились мы и чувства других людей понимать и различать, и свои эмоции выплескивать, сопереживая героям, любя добрых и неприязненно относясь к злым и т.д. А для подростков с их первыми любовными переживаниями книги, особенно поэтические, жизненно необходимы, ибо именно из них получает стремительно изменяющийся в эти годы человек очень важную для себя информацию о том, что не он первый переживает подобное, что давно уже описаны подобные ситуации и даны самые лучшие рецепты поведения во всех самых сложных случаях человеческих взаимоотношений. И ничто в мире подобный источник иформации для ребенка или подростка заменить не может.
Сейчас, к сожалению, как вы и сами знаете, таким естественным путем у очень многих детей и подростков эмоции совершенно не выплескиваются, книг многие из них просто не читают, а если и читают, то чтобы просто от программы школьной отделаться. Компьютерные игры — это по сути игры с самим собой, реакции друзей человек не видит, реакция, полученная по интернету зачастую полностью искажена, понять ее крайне трудно, да и получена она от такого же зажатого и стесненного эмоционально человека. Может даже показаться на первый взгляд, что подобная эмоциональная зажатость, полная закрытость, даже отчужденность подростка от мира лучше отвечает духу нашего века с его максимальной обособленностью большинства людей друг от друга и концентрацией лишь на себе самом и материальных вопросах, но, к сожалению, именно подобные зажатость и закрытость, невыплескиваемость вовремя эмоций может приводить к регулярным психотравмам, приводящим в свою очередь и к сильным психологическим срывам буквально на пустом месте, а порой и к худшим последствиям. В последние годы это стало происходить во все более младшем возрасте, совершенно еще вроде бы детском, на наш традиционный русско-советский педагогический взгляд.
Но эмоциональную составляющую детей и подростков надо развивать отнюдь не только ради предотвращения разных негативных ситуаций. Уже неоднократно писалось и доказывалось, что эмоции формируют именно особый вид интеллекта, способный очень качественно поднять учебные и иные личностные показатели развития ученика, даже на первый взгляд неспособного или же недостаточно способного к тому или иному предмету, к тому или иному виду деятельности.
Об эксперименте поэтического воздействия на детей в нашей школе
Результаты даже пассивного (когда им читают стихотворения в течение какого-то длительного времени, примерно 1-3 часа в неделю по полчаса за один раз), но регулярного восприятия детьми именно поэтических произведений приводят к очень серьезным изменениям во всем развитии ребенка и подростка — очень серьезному улучшению его разговорной речи, письменной грамотности, культуры поведения и серьезности образа мыслей в целом. А также к возросшему интересу к самостоятельному чтению стихотворений, баллад, даже больших поэм самых разных авторов самых разных времен и народов — от античности до наших дней — и ко все более регулярным попыткам собственного сочинительства стихотворений и — у музыкально одаренных детей — песен. Во время чтения стихотворений выплески эмоций не просто не подавляются, они даже приветствуются (в разумных пределах, разумеется).
И вот получается так, что, слушая стихотворения самых разных поэтов неделю за неделей, месяц за месяцем, ребята постепенно начинают все яснее и яснее понимать, что поэзия — это не просто красиво зарифмованный набор слов, даже не просто кладезь рецептов для отношений с людьми и поведения в тех или иных ситуациях, это некое особое, сакральное пространство, тесно связанное с нашей обыденной жизнью и все же стоящее неизмеримо выше ее.
Во время подобных занятий совершенно пропадает интерес детей с ежеминутному общению с их эектронными «друзьями», ребята либо слушают, либо читают выбранные стихотворения из принесенных самими книг — и подобное усилие над собой, подобная собственная работа ума уже не могут не радовать.
Возможно именно поэтому дети и подростки все чаще просят увеличить время занятий, чтобы не только им, но и они сами почитали бы для всего класса полюбившиеся им стихотворные произведения или же собственные свои опыты на этом пути. У младших детей подобные занятия теперь перемежаются с рисованием и обучением основам каллиграфии различных графических систем и шрифтов. И внезапно начинает расти успеваемость детей и по предметам совершенно не гуманитарного цикла, где вообще, казалось бы, никакие прорывы ожидаться были не должны.