Как создать развивающую среду в монтессори-саду
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Мы привыкли считать, что главную роль в воспитании детей в детском саду играют взрослые. Но едва ли не важнее среда, где находится ребенок: это и предметы, и образы, и люди, которых он наблюдает и с которыми взаимодействует в течение дня. Доктор педагогических наук, директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж) Александр Могилев рассказывает о том, как создать среду, которая не мешает, а способствует воспитанию.

В обучении иногда говорят о «теории соленых огурцов»: если положить свежий огурец в банку к соленым, он тоже неизбежно засолится. Этот же принцип применим и к детям: если поместить ребенка в развивающую, воспитывающую и обучающую среду, он будет обучаться и воспитываться при минимальной помощи. 

Обычно обстановка в детских садах создается на вкус взрослых. Хотя прежде всего она должна учитывать детскую психофизиологию. Например, в традиционных садах, как правило, все очень пестрое и яркое, хотя малышам это только мешает сосредоточиться на какой-либо деятельности. Такая среда мешает развитию. Для того чтобы она помогала, нужно соблюсти несколько важных условий.  

Подобрать правильное помещение

Потребуется большое, просторное помещение, площадью около 100 кв. метров. Это должна быть студия: в монтессори-садах не делают отдельные спальни. Во-первых, ребенок в возрасте трех-шести лет не чувствует себя безопасно на кровати: ему комфортнее спать на матрасике прямо на полу (при условии, что пол теплый). Во-вторых, отдельная спальня, которую используют всего два-три часа в сутки, — слишком большая роскошь. В большинстве зарубежных садов (в США, Испании, Германии) их нет: дети достают матрасики перед сном, стелют их сами прямо в общей студии, а потом убирают. Это позволяет более эффективно использовать помещение.

В дополнение к студии потребуются:

  • комната для педагогов; 
  • кладовка; 
  • раздевалка; 
  • ящики для личных вещей;
  • тамбур;
  • площадка для прогулок. 

Очень важно, чтобы оформление помещения было эстетичным, а не аляповатым и ярким. Мебель должна соответствовать детской физиологии и размерам, чтобы малыши чувствовали себя в своем мире, а не в стране великанов. 

Провести зонирование

Мария Монтессори предложила делить развивающую среду на четыре зоны, которые расположены в строгой последовательности:

  1. Зона практической жизни 

В ней находится все, что помогает ребенку развивать независимость в быту. То есть мыть руки, умываться, вытирать стол, чистить обувь и другие предметы, завязывать шнурки и далее по списку. Здесь, например, выполняют упражнения, связанные с переливанием воды, пересыпанием сыпучих материалов и т. д. Задача этой зоны — улучшить двигательные навыки у ребенка. Именно с нее начинается пространство студии, потому что движение — первое, что развивается у ребенка в этом возрасте. Кроме того, эта зона готовит его к освоению других, более сложных навыков. Например, вытирание стола тряпкой готовит руку к письму. 

  1. Сенсорная зона


Источник