Как уберечь ребенка от вредного контента в интернете
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Современные дети начинают пользоваться интернетом еще до школы. Нужно ли контролировать потребление контента ребенком? Какой контент самый опасный? Семейный психолог Елизавета Филоненко рассказывает о том, как родителям выстроить диалог с ребенком в цифровую эпоху.

Как интернет влияет на воспитание

В воспитании детей есть два основополагающих аспекта. Первый — это непосредственно семейное воспитание: все то, что родители говорят ребенку, к чему побуждают, как выстраивают отношения дома. Второй — социализация. Это остальной мир, в который ребенок погружен, и который зачастую воспитывает его даже больше семьи. 

Сегодня значительная часть социализации детей происходит именно через интернет. Через контент, который они потребляют, через медиа, которые читают. В зависимости от того, сколько времени ребенок проводит в интернете, столько влияния он на него и оказывает.

Воспитание всегда уже социализации. Когда ребенок совсем маленький, в его жизни доминируют установки родителей, ведь он проводит с ними все свое время. Но начиная с садика, дети выходят за пределы семьи и социализируются во внешней среде. Часто родители задаются вопросом: «Откуда же он это взял? Ведь у нас никто и никогда…» А перенял это ребенок как раз из внешнего мира, не только реального, но и виртуального. Поэтому одна из обязанностей современных родителей —  контролировать интернет-социализацию ребенка.

Как контролировать действия ребенка в сети

В саду и младшей школе

Пока ребенок не окончил младшую школу, за тем, что он смотрит и читает в интернете, получится следить напрямую. 

Многие родители смущаются, полагая, что жизнь ребенка в сети — это его личное дело, а их вмешательство нарушит его личные границы. Но позволять малышу бесконтрольно сидеть в интернете то же самое, что отпускать его гулять без какого-либо надзора. 

Виртуальная среда — место неизведанное, и следить за тем, чтобы ребенок не забрел, куда не следует — это абсолютно нормально. До тех пор пока ему не исполнится 18 лет, родители всегда в праве посмотреть, какие страницы он посещает. Это опека несовершеннолетнего ребенка, а сейчас она происходит в том числе и в виртуальной среде. 

Не обязательно все время стоять за спиной у ребенка. Если он знает, что родители могут отследить, что он читает и смотрит, это его дисциплинирует. Есть вероятность, что он все-таки посмотрит что-то «не то» — есть множество способов стереть историю просмотров. Но сам факт того, что это приходится скрывать, не даст ребенку долго «зависать» на такого рода вещах.

Для того, чтобы в дальнейшем ребенок не потреблял некачественный контент, стоит формировать его вкусы и взгляды еще в дошкольном возрасте. И чем позже он погрузится в мир интернета, чем более сформированными будут его взгляды, тем меньшим количеством некачественного контента он будет интересоваться.

В средней и старшей школе

За детьми более старшего возраста уследить сложнее. Делятся потребляемым контентом в основном те ребята, у которых хорошие отношения с родителями. Это то, к чему стоит стремиться — чтобы не подглядывать и не взламывать, а разговаривать открыто.

В любом случае, полезно изучить поведение и маршруты ребенка в интернете. Не просто узнать, что смотрит и слушает ребенок, а вникнуть в содержание. Чтобы разобраться в его интересах, придется изучить содержание рэп-композиций, которые сейчас в тренде, или узнать, каких взглядов придерживается его любимый блогер. 

Часто родителям не нравится тот или иной медийный персонаж из-за его внешнего вида, или поведения, Поэтому они сразу же маркируют его как некачественный контент. Но если вдуматься и вслушаться, может оказаться, что на самом деле ничего плохого в нем нет. Большинство популярных блогеров пропагандируют вполне адекватные ценности: веру в себя, стремление к целям, свободе. 

Если родителям все-таки не нравится то, что смотрит ребенок, стоит предложить ему какую-то замену. Но невозможно, чтобы вместо клипов он смотрел вебинары по физике. Развлекательный контент потребляют для отдыха, соответственно, потребуется равноценная замена. Можно найти что-то похожее и предложить ребенку сравнить одно с другим. Это гораздо действеннее, чем сказать: «Ты смотришь ерунду, и все это ужасно, выключай». 

При правильных находках и доверительных отношениях получится вытеснить тот контент, который нравился ребенку ранее. 

Как донести до ребенка, что контент «плохой»

Прежде всего — запастись терпением, ведь это работа на несколько лет. Не получится один раз объяснить ребенку что черное, а что белое, и успокоится. Предстоит целая серия разговоров. Для того, чтобы они дали результат, потребуется: 

  1. Заранее подготовить аргументы

Самый действенный способ проверить, хватает ли доводов для разговора с ребенком — их выписать. Если аргументов не хватает, их следует доработать.

  1. Не раздражаться

Полезно заранее определить, какими именно словами рассказать ребенку, почему тот или иной контент плохой. Иногда в этот момент родители раздражаются, потому что им кажется, что это очевидно. Но если дети чем-то увлекаются, значит они видят в этом ценность. 

  1. Не использовать непонятные слова и понятия

Стоит проверить заготовленную речь на предмет сложных слов, которые ребенок может не понять. Советую избегать общих слов, терминов и абстрактных понятий. Маленькие дети, например, вообще ими не думают: разговоры про совесть и мораль им практически недоступны, они понимают только реалистичные причинно-следственные связи. 

  1. Разбирать детали 

Для этого потребуется не один, а несколько разговоров. Например, родитель узнал, что ребенок смотрит экстремальные видео, на которых люди перебегают дорогу перед машинами. Следует спросить его: «Почему люди на это идут?». Порассуждать вместе, а потом объяснить, что часто человек непопулярный в коллективе стремится заслужить уважение вот таким образом. Не стоит думать, что ребенку это все и так понятно, скорее всего, что-то из сказанного он запомнит и потом долго будет обдумывать.

  1. Чаще общаться с ребенком

Провести такие беседы получится, если в семье в принципе принято общаться с детьми, проводить с ними время. Только в этом случае родители могут воспитывать ребенка и влиять на него. 

Отношения — это живой организм, и как все живое имеет тенденцию разрушаться без вложения дополнительных ресурсов. Поэтому родителям стоит с самого детства уделять ребенку много внимания, смотреть, где и как он социализируется, и проводить время вместе с ним, чтобы укреплять и выстраивать с ним доверительные отношения.


Источник