Как воспитателю вести себя со своим ребёнком в детском саду
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

У многих воспитателей в жизни наступает момент, когда в детский сад нужно вести собственного ребенка. И здесь возникает дилемма: отдать малыша в свою группу, чтобы он всегда был рядом, или в другую — чтобы не мешал работе мамы/папы? При помощи психологов разбираемся, какие сложности ждут родителя-воспитателя и как действовать в той и в другой ситуации.

Воспитатель и его ребёнок в одной группе: чем чревато

В некоторых детских садах воспитателям официально запрещено работать в одной группе со своими детьми. Москвичка Екатерина, чья дочь сейчас ходит в один из таких садов, рассказывает, почему считает это ограничение обоснованным: 

«Была ситуация, когда моя дочь еще ходила в ясли: одна воспитательница работала в группе со своей дочкой. Остальные родители постоянно жаловались: эта девочка была главной в группе, иногда командовала детьми даже побольше своей мамы. Ей многое прощалось, а другие дети девочку очень не любили».

Самое примечательное в этой истории то, что ситуация, в которой девочка (дочка воспитательницы) не виновата, обернулась против нее: другие дети ее невзлюбили. Это первый шаг к буллингу, который в будущем может оказать сильное влияние на самооценку ребенка и отношения со сверстниками. 

Психолог Елена Борисова, которая работает в детском саду № 101 в Тюмени, объясняет, почему так происходит:

«Если ребенок увидит маму или другого родителя в детском саду, он будет думать, что находится дома — значит, и вести себя можно, как дома. Но в детском саду другие правила. Также есть риск, что другие дети начнут завидовать ребенку, чьи родители всегда рядом, в то время как они совсем одни. Причем это может вылиться как в буллинг в адрес ребенка воспитателя, так и в обиду на своих родителей, которые не могут быть рядом с детьми в течение дня».

Таким образом постоянное нахождение малыша рядом с родителем в детском саду вредит не только взрослому (снижает качество его работы), но и ребенку (портит его отношения с другими детьми). Впрочем, иногда проблемы могут возникнуть, даже если ребенок воспитателя ходит в другую группу. Вот несколько советов, которые помогут подготовить малыша к новому виду взаимодействия с родителем-воспитателем. 

Если воспитатель и его ребёнок в разных группах

Педагог-психолог, доцент Мордовского государственного университета Татьяна Белова: 

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш тоже туда пошел. Сводите его в детсад, чтобы он представлял, что это такое.
  2. Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. 
  3. Объясните ребенку, что детский сад — не дом: вы ходите туда на работу, там действуют другие правила поведения. 
  4. Старайтесь не слишком часто показываться ребенку на глаза, не приходите в его группу, чтобы лишний раз не провоцировать ненужную реакцию. Ребенок может перестать слушаться воспитателей, потому что будет думать, что рядом с родителем можно все то же, что и дома. А у остальных детей, чьи родители работают в другом месте, это может вызвать зависть.

Если ребёнок ходит в группу, где воспитатель — его мама/папа:

Детский психолог Ольга Луптова, работающая в детском саду «Маленькое солнце» в Таллине:

  1. Постарайтесь объяснить ребенку, что проводить время с родителем в детском саду — не то же самое, что дома. Объясните, что это ваша работа и у вас есть определенные обязательства. Расскажите, какие правила поведения действуют здесь, чем и почему они отличаются от домашних.
  2. Объясните ребенку, что в группе все дети равны между собой, что он ничем не хуже и не лучше других и должен соблюдать те же правила, что и остальные.
  3. Если ребенок хвастается перед другими ребятами, что его родитель — воспитатель, или требует особых привилегий, не отчитывайте его сразу перед другими детьми. Постарайтесь объяснить, что остальные ребята в группе — его самые близкие друзья, почти братики и сестрички. Так ему будет проще понять свою новую роль и смириться с тем, что им требуется столько же внимания воспитателя, сколько и ему.
  4. Если ребенок требует повышенного внимания родителя, капризничает, плачет, то лучше всего будет попросить его брать пример с других детей, родителей которых вообще нет в садике, но они не плачут и не расстраиваются. Объясните ребенку, как ему повезло, что его родитель всегда рядом, хоть и не может уделять ему столько же внимания, сколько дома.


Источник