Newtonew продолжает публикацию материалов о советской школе 30-х годов. Новая статья Екатерины Ерохиной  посвящена инфраструктуре советских школ, учительскому быту и тому, как педагогам приходилось совмещать преподавание с идеологической работой.

Как жилось и работалось учителям 30-х прошлого столетия

Сельская школа в 1930-е годы. Условия работы учителя

Школы нередко располагались на частных квартирах или в зданиях бывших церквей. При большом количестве учеников или недостатке учителей занятия проводились в две смены, что вызывало свои трудности: в домах крестьян не было часов, и учащиеся второй смены часто приходили раньше назначенного времени, мешая занятиям первой смены. Из-за отсутствия электричества вторая смена вынуждена была заканчивать уроки раньше, с концом светового дня. Ежегодно с наступлением холодов перед «просвещенцами» вставала проблема отопления школы. Источники описывают чад от неправильно работающих печей, грязь ввиду того, что «полы моют один раз в неделю». 

В 1934 году инспекторы наркомата просвещения сообщают, что учителя всё ещё работают «в верхней одежде, не сняв шапок и варежков». Официально признавалось, что из-за плохих условий на занятиях посещаемость школ в отдельные периоды снижалась до 70%. Работу школ нарушали и частые переброски учителей из школы в школу. 

Только к концу 1930-х было более-менее налажено снабжение школ учебниками, и перед учителями встали проблемы, которые ранее могли показаться смехотворными: отсутствие наглядных пособий, карт и прочих дополнительных принадлежностей. Их, как правило, приходилось изготавливать самостоятельно. Не было и необходимых тетрадей. Например, для обучения письму в младших классах тетради приходилось разлиновывать самостоятельно. Учителя зачитывали на уроках учебник, диктовали главы из него под запись или, напротив, сидели в стороне, пока ученики читали. Время на уроках тратилось на запись на классной доске стихотворений для заучивания.

«Педагогический брак». Приписки и исправления оценок

Главным критерием успеха учителя для органов управления образованием были грамотность и успеваемость учеников. Неуспеваемость и второгодничество всегда рассматривались как «педагогический брак». 

Отстающих учеников «подтягивали» всеми силами — с помощью старших классов, дополнительных занятий, прикрепления к каждому отстающему педагога. Постепенно появляются сообщения об учителях, в классах которых была достигнута 100-процентная успеваемость. Требования приводили к прямым припискам и исправлению уже выставленных оценок. 

С введением проверочных испытаний регулярно появляется информация о том, что ученики заранее получали тексты диктантов или экзаменационные билеты.

Воспитательная работа

После 1936 года требования к учителям и к образовательному процессу в целом стали напоминать дореволюционные. С укреплением школьной системы постепенно на первый план выходили вопросы воспитательной работы не только в плане политического образования школьников, но и в более традиционном смысле. В школу вернулись дисциплина и единоначалие, и умение педагога поддерживать дисциплину в классе подмечалось всё чаще как особая черта профессионального мастерства.

Обязательной частью работы учителя были организация родительских собраний и посещения детей на дому. Портрет идеального учителя из очерков прессы не был полным без успешного выполнения этих обязанностей. При аттестации учителей также особое внимание обращалось на то, знает ли учитель, как живут ученики, видится ли с их родителями.

В советской школе всегда было заложено стремление привить ученикам востребованные трудовые навыки. Сельские дети, с малых лет занятые крестьянским трудом, в школе должны были освоить приёмы обработки земли, основанные на агрономической науке. 

Поэтому в программах курсов повышения квалификации учителей агрономические дисциплины занимали важное место. С такой целью при школах создавались специальные участки, которые в дальнейшем становились значимым источником дохода школы.

Общественные поручения

Фактически обязательным элементом нагрузки учителя становились разного рода «общественные поручения». Они соответствовали актуальным задачам государственной агитации и пропаганды: в 1928 году это была пропаганда займов индустриализации, хлебозаготовок, сельскохозяйственного налога, создания семенного фонда, затем коллективизации. На протяжении всего десятилетия в списке общественных поручений педагогов оставалось участие в ликвидации неграмотности. Учителя выполняли функции избачей в избах-читальнях. 

Число общественных поручений возрастало в предвыборный период: учителя становились агитаторами и входили в избирательные комиссии.

Как отмечает исследовательница повседневной жизни учителей Н. А. Белова, «объем общественных поручений подходил к пределу человеческих возможностей, свободного времени практически не оставалось».

Если учитель был коммунистом, количество общественных обязанностей возрастало. Отношение многих педагогов к этим никак не оплачивавшимся поручениям ярко проявилось в одном примере: учительница, которой было предложено пойти в колхоз для читки газет, отказалась, посылая обратившегося к ней активиста «к черту вместе со всем колхозом».

Политическая составляющая

Грубой ошибкой учителя истории считалось, если он не восхвалял И. В. Сталина в ходе урока, не называл его «величайшим теоретиком и вождем мирового пролетариата». Особенно ярко политизация видна в материалах о политическом воспитании в начальных классах. 

Например, в годовщину Октябрьской революции первоклассники должны были изучить тему «Сталин — наш вождь». Одной из задач урока при этом было «привить любовь и уважение к товарищу Сталину».

Требования к внешнему виду учителя

Учитель должен был и самим своим видом являть преимущества советской культуры. Потому с середины 1930-х в официальных документах и в печати регулярно звучали требования к учителям особенно следить за своим поведением и внешностью. На аттестацию, к примеру, не пускали учителей, явившихся в ненадлежащем виде. 

Отрицательный образ учителя представлялся таким: «волосы были дыбом, наверное, три года не стриг, а штаны были желтого цвета, и на них большущая черная заплата и это был прямо пугало, а не педагог». При этом внешний вид учителя всецело зависел от низких доходов.

Зарплата учителя

Большая часть учительства должна была сводить концы с концами на жалованье в 105 рублей, из которого еще вычитались налоги. Заработная плата сельских учителей заметно отставала от выплачивавшейся их городским коллегам. Кроме того, жизнь сельских учителей осложняли проблемы с задержкой зарплат, отсутствием дров и керосина.

Жильё для учителей 

Предоставление жилья учителям составляло значительную проблему на протяжении всех 1930-х, учитывая огромное число принятых на работу педагогов, большинство из которых работали далеко от дома. Помещения для казенных квартир были не везде, а там, где выделялись, зачастую были непригодны для жилья. 

Школьным работникам полагались специальные «квартирные» выплаты, если казённого жилья не было. Но если под казённой квартирой понимался непригодный для жизни сарай, а учитель от него отказывался, то его считали не нуждавшимся в жилье  и «квартирных» не платили.

Если была возможность вести хозяйство, учителя заводили и домашний скот. Педагоги сами обеспечивали себя водой, дровами.

Выводы

Итак, в 1930-е годы советская школа и учитель пережили несколько волн глобальных перемен. 

Если в начале десятилетия требовалось охватить всех детей соответствующего возраста школьным образованием, то после 1934 и особенно 1936 года на первый план вышло качество обучения. 

Во второй половине десятилетия требования к учителям во многом стали напоминать традиционные, распространенные до революции. Вновь стал востребован опыт старых педагогов. Из прошлого в школу вернулись разделение предметов, оценки, экзамены в конце четверти, заучивание текстов наизусть, ритуалы для демонстрации уважения учащихся к учителю. 

Эта система с жесткими стандартами и строгой воспитательной системой существовала, по сути, до начала 1980-х.

На фото: Кружок юных безбожников в специальной школе № 11 города Мурома. Фото с сайта «История России в фотографиях»


Источник