Компьютерные, дворовые или настольные: какие игры лучше для ребенка
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Спойлер: и те, и другие, и третьи. Почему это так и как направлять ребенка в игре, чтобы максимально раскрыть его потенциал, обсуждаем с Юрием Гатановым — кандидатом психологических наук, научным руководителем Фонда развития образования МиКЭБИ. 

Чем полезна игра

  1. Максимально вовлекает в учебу.

Когда занятия построены в игровой форме, в процесс вовлекаются эмоции и чувства, а значит ребенок максимально погружается в тему, уверен Юрий Гатанов:

«У меня на эту тему есть история. Однажды дедушка решил научить своего трехлетнего внука читать. Стал перечислять буквы алфавита, показывать их. И вдруг внук прервал его и сказал: «Дедушка, ты неправильно меня учишь! Запоминать буквы — это скучно! Вот бабушка хорошо учит: мы играем с ней в магазин: чтобы купить самолетик, нужно привезти букву А, чтобы машинку — Б.».

  1. Убирает лишние комплексы и страхи.

Если в игре дети имеют право выбирать, как действовать, а взрослый приветствует их инициативу, это повышает активность ребенка, его самооценку и уверенность в себе. Если есть безопасная поддерживающая психологическая атмосфера, комплексы и страхи будут постепенно уменьшаться.

«У меня был случай, когда самая популярная второклассница выбрала себе в партнеры мальчика, у которого было заикание и подергивание головы и плеча. Он много знал и мог хорошо действовать в игре. Девочке это понравилось, и она решила быть вместе с ним в паре. Игра не была конкурентной, но важно было набрать больше баллов, которые они вдвоем потом могли использовать. Если кто-то пытался критиковать мальчика, то девочка, бойкая на язык, красивая и уверенная в себе, защищала его. У него поднялся статус в группе, он стал гораздо увереннее отвечать, перестал бояться, что его прервут и оскорбят. Через несколько занятий мальчик стал значительно меньше заикаться и у него перестали дергаться голова и плечо», — рассказывает Юрий.

  1. Дает право на ошибку.

В школе ребенок не может проверить свою версию: там есть только «правильно» или «неправильно». В игре же наоборот: даже если что-то не получается, ничего страшного, можно попробовать еще и еще раз.

  1. Учит творчески мыслить в рамках правил.

Очень полезны почти забытые сейчас дворовые игры. Когда старших рядом нет, делаешь все, что захочется, а не работаешь только по инструкции и под контролем взрослых, «отключая» собственное мышление и ответственность. Например, играя в  футбол, можно за один матч побывать и вратарем, и нападающим одновременно, самому выбирать стратегию и тактику своих действий. 

В наши дни этот же механизм работает в компьютерных играх: когда ребенок может бесконечно пробовать разные варианты прохождения уровня, сохраняясь и начиная заново. Именно такая игра гораздо ближе к качественному учебному процессу, чем традиционное обучение.

«Кстати, креативные дети играют не так, как все. Например, обычный ребенок в компьютерной игре выучивает правила и начинает совершенствоваться. Креативный же ребенок смотрит на всю структуру игры целиком, — рассказывает Юрий Гатанов. — Я как-то играл с одним мальчиком, которого нельзя было победить в гонках. Он проходил эту компьютерную игру нереально быстро. Я спросил: „Как тебе это удается?“ Он ответил, что пробовал разные варианты и обнаружил, что если на втором этапе после поворота прыгнуть прямо в стену, в тоннель, то почему-то выскакиваешь сразу на финише. И добавил: „Это, конечно, неправильно, там какой-то ‚глюк‘. В каждой игре есть такие ‚баги‘, нужно их искать“. Это — дополнительные возможности. Этот ребенок изучил не только управление автомобилем в игре, но и саму трассу, что редко делают не креативные дети: „Увидел какой-то странный просвет и прыгнул“. Творческие дети больше исследуют, изучают, в хорошей игре это сделать гораздо проще. Она дает много возможностей для исследований, творчества и развития». 

  1. Игра учит самостоятельно принимать решения.

В хорошей игре ребенок чувствует себя важным действующим лицом и сам принимает решения. У него есть возможность «блеснуть» перед игроками и болельщиками, совершить необычное и яркое действие, показать свою эрудицию, проявить нестандартное мышление и т. п. Неинтересная игра и стандартное обучение в школе ограничивают активность: получил пятерку, помолчи, дай другим ответить.

  1. В игре раскрывается личность.

Наблюдая за играющим ребенком, можно получить много полезной информации. Например, понять, как он переживает неудачу: быстро приходит в себя, собирается или, наоборот, расстраивается, опускает руки. Либо понять, как он побеждает: искренне радуется или начинает возвышаться над другими, проявлять агрессию. 

Как играть, чтобы развивать ребенка?

В игре близкими людьми обучение идет быстрее. 

В педагогике есть известное понятие — зона ближайшего развития: ребенок эффективнее решает любые задачи в совместной деятельности с близким человеком, например, в игре с родителями. Именно в эти моменты он лучше всего обучается. 

Акцентируйте внимание на успехах.

Если ребенок терпит неудачу, переключаете его внимание или подчеркиваете, что это случайность: «Все в порядке, идем дальше!».  

Давайте ребенку возможность рисковать. 

Учитель или родитель должны предоставить ребенку право ошибаться, пробовать разные способы решения, пусть даже самые странные. Если он не справится, ничего страшного, но если вдруг получится, будет здорово. 

Хвалите, с этим переборщить нельзя.

В игре дети должны получать обратную связь от родителей или педагогов. Ни в коем случае не обесценивайте его действия, иначе он просто не захочет больше это делать, подумает, что он неспособный. Например, если ребенок не попадает по кеглям в боулинге, говорите: «Какой сильный бросок», «Ты молодец!», «Сейчас было неточно, но в следующий раз обязательно получится!» и т. д. 

Не настраивайте на победу заранее.

Не стоит хвалить ребенка перед соревнованием и говорить: «Ты самый умный, поэтому ты со всем справишься». Нужно, чтобы ребенок понимал, что может проиграть, ведь соперники тоже бывают сильными. Важно нацелить его не на победу (можно и проиграть), а на то, чтобы он сделал все, что сможет, в данной ситуации. Сделал лучше, быстрее, дальше, чем делал это ранее.

Учите правильно реагировать на проигрыш.

«Нормально, если ребенок проигрывает, в этом нет ничего страшного. Всегда будет кто-то лучше. Важнее, как ребенок реагирует на эти вещи, и какие действия он предпринимает.  Если его постоянно останавливать, он перестанет верить в себя, — считает Юрий Гатанов. — Когда у ребенка что-то не получается, лучше никак не реагировать, чем выражать недовольство или говорить: „Так не делай!“ В этот момент он концентрируется на негативе, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Я встречал детей, которые не ходят в кружки, секции, из-за того, что там есть соревнования. Они говорят: „Я все равно плохо выступлю“ Такое происходит, когда родители сосредотачиваются на проигрышах. Лучше перенести внимание ребенка на продолжение выступления, на выполнение каких-то деталей на следующем этапе, на то, что у него получилось хорошо. Надо, чтобы осваиваемая деятельность стала связанной с успехами, а не поражениями. Тогда будет хотеться этим заниматься». 

Что значит «хорошая игра»?

Она предполагает:

  1. Поощрение развития, продвижения участников, их удачных действий.
  2. Вариативность путей достижения цели. 

Каждый игрок должен иметь возможность выбора стратегии и тактики своих действий. Также ценным является возможность проверить гипотезу опытным путем. В игре предоставляется (и даже поощряется) «право на риск» или «право на ошибку».

  1. Четкие, понятные всем правила. 

Никто не может менять правила по своему усмотрению, и все должны им подчиняться. В случае нарушения правил неизбежны определенные санкции. Успех, достигнутый с сознательным нарушением правил для детей, субъективно, не считается ценным.

Игра имеет огромный обучающий и воспитательный потенциал. Важно только подобрать ту, которая будет интересна вашему ребенку. И, конечно, поиграть с ним вместе.


Источник