Конкурсы для педагогов — это не сложно: развенчиваем стереотипы
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Профессиональные конкурсы дают учителям возможность самореализоваться, улучшить портфолио, повысить престиж своей школы и даже выиграть денежный приз. Но участвуют в них немногие: кого-то останавливают неуверенность в собственных силах и рабочая нагрузка, а кого-то — стереотип, что конкурс выльется в бесконечную головную боль без всякой надежды на победу. Педсовет поговорил с экспертами и выяснил, что распространенные страхи педагогов в отношении конкурсов сильно преувеличены. 

Электронная регистрация

Прошло то время, когда для участия в конкурсе учителя собирали «пакет документов» и передавали их из рук в руки организаторам: теперь заявки принимаются в электронном виде. При этом многие педагоги до сих пор с компьютером «на вы». Если прибавить к этому неудобный интерфейс и навигацию сайта, получается, что сама регистрация на конкурс — уже испытание. 

Потенциальных участников отпугивает:

  • долгий процесс регистрации на сайте;
  • множество требований к предоставляемым документам; 
  • необходимость их сканировать;
  • ошибки при заполнении электронных форм;
  • технические сбои. 

Что говорят эксперты?

Проректор тульской Высшей технической школы Юлия Манаенкова:

«Раньше отсутствие четкой методической поддержки на платформе действительно приводило к тому, что участник оставался один на один с необходимостью что-то куда-то как-то внести, но на сегодняшний день ситуация меняется». 

С развитием электронного документооборота разработчики платформ и организаторы конкурсов прислушались к потребностям участников. Сайты стали понятнее и легче в использовании:

  • появились разделы FAQ, где подробно разбираются способы решения всех возможных проблем;
  • добавились горячие линии, где можно проконсультироваться со специалистом платформы; 
  • упростился сам процесс регистрации: она осуществляется всего в несколько кликов и требует минимальных данных.

Финалистка конкурса «Учитель года», преподаватель географии из Тулы Лариса Пацукова советует перенимать опыт участников со стажем. Практически у каждого профессионала образования в окружении найдется коллега, который уже проходил через конкурсный отбор и знает, как все устроено. 

Бумажная волокита

Когда участник справился с регистрацией на платформе, начинается сбор документов. Обычно на конкурс требуются: 

  • характеристика педагога со сведениями о стаже, квалификации, информацией о школе; 
  • информационно-аналитическая справка о достижениях; 
  • согласие на обработку персональных данных;
  • сами конкурсные материалы, по которым оцениваются профессиональные компетенции.

Бывает, что перечень документов увеличивается из-за нормативных требований. Даже подумать об этой стопке бумаг страшновато.

Что говорят эксперты?

На самом деле большая часть документации — общая для разных конкурсов и повторяется из года в год. Имеет смысл сохранять шаблоны, которые проще будет вынуть из архива и подкорректировать под нужный формат, чем писать заново. 

Иногда педагоги сами собирают лишние бумаги, потому что стремятся предоставить жюри наиболее полную информацию о себе. Но в Положении о конкурсе содержится полный перечень критериев оценки, на которые опирается комиссия. Если изучить их внимательнее, становится ясно, какие документы действительно нужны, а какие только привносят мороки. 

Лариса Пацукова: 

«Не нужно наполнять конкурсные работы лишним материалом. Так можно наоборот потерять баллы. Кроме того, если в условиях есть тематические разделы или модули, то весь материал лучше разбить по этим направлениям и тщательно проверить. К концу сортировки останется только самое нужное и ценное».

Отсутствие помощи и времени на подготовку


Источник