Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Профессиональные конкурсы дают учителям возможность самореализоваться, улучшить портфолио, повысить престиж своей школы и даже выиграть денежный приз. Но участвуют в них немногие: кого-то останавливают неуверенность в собственных силах и рабочая нагрузка, а кого-то — стереотип, что конкурс выльется в бесконечную головную боль без всякой надежды на победу. Педсовет поговорил с экспертами и выяснил, что распространенные страхи педагогов в отношении конкурсов сильно преувеличены.
Электронная регистрация
Прошло то время, когда для участия в конкурсе учителя собирали «пакет документов» и передавали их из рук в руки организаторам: теперь заявки принимаются в электронном виде. При этом многие педагоги до сих пор с компьютером «на вы». Если прибавить к этому неудобный интерфейс и навигацию сайта, получается, что сама регистрация на конкурс — уже испытание.
Потенциальных участников отпугивает:
- долгий процесс регистрации на сайте;
- множество требований к предоставляемым документам;
- необходимость их сканировать;
- ошибки при заполнении электронных форм;
- технические сбои.
Что говорят эксперты?
Проректор тульской Высшей технической школы Юлия Манаенкова:
«Раньше отсутствие четкой методической поддержки на платформе действительно приводило к тому, что участник оставался один на один с необходимостью что-то куда-то как-то внести, но на сегодняшний день ситуация меняется».
С развитием электронного документооборота разработчики платформ и организаторы конкурсов прислушались к потребностям участников. Сайты стали понятнее и легче в использовании:
- появились разделы FAQ, где подробно разбираются способы решения всех возможных проблем;
- добавились горячие линии, где можно проконсультироваться со специалистом платформы;
- упростился сам процесс регистрации: она осуществляется всего в несколько кликов и требует минимальных данных.
Финалистка конкурса «Учитель года», преподаватель географии из Тулы Лариса Пацукова советует перенимать опыт участников со стажем. Практически у каждого профессионала образования в окружении найдется коллега, который уже проходил через конкурсный отбор и знает, как все устроено.
Бумажная волокита
Когда участник справился с регистрацией на платформе, начинается сбор документов. Обычно на конкурс требуются:
- характеристика педагога со сведениями о стаже, квалификации, информацией о школе;
- информационно-аналитическая справка о достижениях;
- согласие на обработку персональных данных;
- сами конкурсные материалы, по которым оцениваются профессиональные компетенции.
Бывает, что перечень документов увеличивается из-за нормативных требований. Даже подумать об этой стопке бумаг страшновато.
Что говорят эксперты?
На самом деле большая часть документации — общая для разных конкурсов и повторяется из года в год. Имеет смысл сохранять шаблоны, которые проще будет вынуть из архива и подкорректировать под нужный формат, чем писать заново.
Иногда педагоги сами собирают лишние бумаги, потому что стремятся предоставить жюри наиболее полную информацию о себе. Но в Положении о конкурсе содержится полный перечень критериев оценки, на которые опирается комиссия. Если изучить их внимательнее, становится ясно, какие документы действительно нужны, а какие только привносят мороки.
Лариса Пацукова:
«Не нужно наполнять конкурсные работы лишним материалом. Так можно наоборот потерять баллы. Кроме того, если в условиях есть тематические разделы или модули, то весь материал лучше разбить по этим направлениям и тщательно проверить. К концу сортировки останется только самое нужное и ценное».