Кооперативное обучение: как организовать работу учеников в группах

Сегодня в школах стран-лидеров образования, например Сингапура и Финляндии, и в топовых российских, таких как «Летово» и «Новой школе», вы не увидите уроки, на которых дети сидят «в три ряда глаза в затылок» и пассивно слушают учителя. Там по-другому: класс разбит на группы по 4–6 человек, минимум  фронтальных опросов, 80 процентов времени активны ученики, индивидуальная работа ловко чередуется с групповой. Так выглядит работа учителя, который владеет технологией Кооперативного обучения. Что это такое и как построить групповую работу в классе, рассказывает просветитель и публицист, автор telegram-канала «Учимся учить иначе» и Дзен-канала «Травля: со взрослыми согласовано», тренер по Кооперативному обучению, Светлана Моторина. 

Что такое Кооперативное обучение и почему групповая работа эффективна

Кооперативное обучение (Cooperative learning) — это технология обучения, при которой дети работают в малых группах и помогают друг другу выполнять задания, чтобы достичь общей цели. Чтобы построить групповую работу, учитель применяет приемы с четкой структурой и алгоритмом.

Технология Кооперативного обучения зародилась 30 лет назад в США. Ее евангелистом считается психолог-педагог Спенсер Кейган. Он основал технологию на работах Льва Семеновича Выготского, которому принадлежит высказывание: 

«Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». 

Это значит, что групповая работа эффективна и знания, умения и навыки лучше всего усваиваются, когда человек взаимодействует с другими и передает им новую информацию. В 1954 году ученые из National Training Laboratories Institute это подтвердили. На основе многочисленных исследований они создали пирамиду обучения, в которой отразили эффективность разных методов усвоения информации. Они до сих пор не опубликовали данные, на которых основывались, но выяснили, что обучать других — это лучший способ учиться.

Пирамида обучения

Пирамида обучения

Есть и другие исследования, которые косвенно это подтверждают. Академия Спенсера Кейгана заявляет, что на сегодня их более тысячи. Периодически некоторые из них публикуются. 

В страны СНГ технология Кооперативного обучения пришла в начале 10-х годов. Тогда Татарстан в сфере образования сотрудничал с Сингапуром, который практиковал Кооперативное обучение. Так в русскоязычном пространстве прижилось некорректное название метода — Сингапурский. Если вы решите обсудить с педагогом-иностранцем «Сингапурский метод», он вас не поймет. Верно говорить: «Кооперативное обучение». По-другому его еще называют так:

  • коллективная форма работы на уроке;
  • групповая форма работы;
  • командная форма работы.

Некоторые педагоги считают, что правильно говорить «командная работа» и неправильно — «групповая». На самом деле, определение «групповая» тоже корректно, если подразумевают работу по алгоритму, а не формат, в котором учитель разбил детей на группы и дал задание. Чтобы избежать путаницы, далее в статье я буду использовать термины «Кооперативное обучение» как наиболее распространенный в мире и «групповая форма работы» как термин из российского ФГОС.

Чему можно научиться в группе: принципы работы на уроке

Спенсер Кейган выделяет четыре принципа Кооперативного обучения.

1. Позитивная взаимозависимость

Ученики работают в группе продуктивнее, если понимают, что:

  • у них общая образовательная цель и, чтобы ее достичь, придется поддерживать и обучать друг друга;
  • они не соревнуются друг с другом. 

Когда педагог инструктирует, то может подчеркнуть: «Если кто-то в группе затрудняется, помогите ему». Сильный ученик, помогая, еще лучше усвоит информацию. Как говорят сами учителя: «Пока объяснял, сам все понял». А слабый — разберется в материале и попадет в ситуацию успеха, потому что сможет ответить сам.

2. Индивидуальная ответственность

Каждый член группы ответственен за достижение общей цели и вносит в это вклад. Поэтому в команде работают все, никто не отсиживается. У каждого ученика есть номер. Это помогает выстроить очередность ответов, например: «Начиная с номера 1, в течение 30 секунд рассказывайте друг другу, что такое метафора». 

Чтобы ребята слушали друг друга, после завершения приема задайте дополнительные вопросы, например: «Вася, что в твоей группе сказала Ира?» или «Вася, какой ответ в твоей группе был самым интересным?» 

3. Равное участие

В групповой работе важен тайминг, чтобы не получилось так, что один ребенок выступает 20 минут, а другой — не успевает, потому что урок уже закончился. На ответ всем дается одинаковое количество времени. Например, дети работают в группах по четыре человека и должны по очереди в течение 45 секунд проговорить, чем Present Perfect отличается от Past Simple. Для этого педагог выводит на экран таймер, который делает отсечки по 45 секунд четыре раза. 

4. Одновременное взаимодействие

В отличие от фронтальной работы, когда один ученик отвечает, а остальные его слушают или думают о своем, групповая форма работы на уроке — это когда одновременно работают несколько человек. Если разделить класс из 30 детей и сформировать, например, шесть групп — по четыре человека и две — по три, то одновременно будут выступать восемь человек. Это экономит ресурсы и дает каждому высказаться и лучше усвоить тему.

Приемы Кооперативного обучения

На сегодня известно уже более 300 приемов Кооперативного обучения. Их можно освоить на специальных тренингах или самостоятельно по учебникам. К сожалению, пока ни один из них не переведен на русский язык. Несколько десятков приемов описаны в учебнике Kagan Cooperative Learning by Spencer Kagan and Miguel Kagan. Другие вы найдете в поисковике, если наберете фразу «Cooperative learning structures». Там будут разнообразные карточки с приемами и видео педагогов со всего мира, которые используют технологию Кооперативного обучения на уроке.

Подробно об одном из приемов рассказали в этой статье: Как на уроках развивать навык аргументации: прием «Углы»

Какие задачи решает групповой метод обучения

Когда педагог работает по технологии Кооперативного обучения, он за короткий срок — некоторые приемы длятся всего 5 минут — решает несколько задач.

1. Достигает академической цели. 

Например, тренирует устный счет, отрабатывает новое правило или готовит к тесту.

2. Вовлекает каждого ученика. 

Приемы Кооперативного обучения помогают грамотно распределить время и дать всем в классе возможность ответить и лучше усвоить новое.

Читайте также: Как развивать критическое мышление на уроках математики: прием «Найди ошибку»

3. Проводит физминутку со смыслом. 

Согласно СанПин, физминутка на уроке обязательна. Но, поскольку многие приемы Кооперативного обучения предполагают физическую активность — перемещение по классу или выход в коридор, — на разминку можно не тратить время. 

4. Инвестирует в позитивную атмосферу и скрепляет класс.

Уровень травли в классах, в которых применяется Кооперативное обучение, снижается. Совместная работа, достижение общей цели и ответственность друг за друга мотивируют детей договариваться, учиться слушать и уважать чужую позицию. 

Чтобы сплотить учеников, в школах проводят специальные мероприятия, на которых им рассказывают, почему травля — это плохо и как дружить. Затем дети слышат: «Смотрим только в свою тетрадь», «Сейчас вашу парочку рассажу», «Скажи всем, мы тоже посмеемся». А ведь учить дружить и сотрудничать можно прямо на уроке, не отвлекаясь от темы. В этом помогают приемы Кооперативного обучения.

Читайте также: ​​7 шагов к развитию мягких навыков и личностных качеств в детях

5. Развивает метапредметные навыки. 

Так они называются в ФГОС. Другие названия: «навыки 4К» или «мягкие навыки». Имеются в виду:

  • кооперация и коммуникация — на их развитие направлены все приемы Кооперативного обучения.
     
  • креативное мышление и критическое мышление — есть приемы, которые прицельно их формируют. Например, для критического мышления полезны уже упомянутый прием Corners («Углы»).

Читайте также: 5 приемов Кооперативного обучения для развития у детей навыков 21 века

Что нужно учесть при организации групповой работы

Разделите детей на группы

Рекомендуется формировать группы по четыре человека на период до трех месяцев. Группы должны быть гетерогенными по полу, национальности и академической успешности: сильный — средний — средний — слабый. Для профилактики травли учеников желательно хотя бы раз в день перемешивать их в случайные группы.

Дайте номера каждому ученику

Номер сохраняется на весь период работы в группе. Это помогает не тратить время и не придумывать каждый раз, в какой очередности дети будут отвечать. Через 2–3 месяца, когда группы поменяются, ребенок получит новый номер. 

Расставьте парты для групповой работы

Школы, которые внедряют Кооперативное обучение, расставляют парты для работы в группах и уже не меняют это расположение. Если рассадку не поменять, это не страшно — для многих приемов достаточно возможности перемещаться по классу.

Формируйте осознанность

Чтобы родители и дети не удивлялись новой рассадке и групповым заданиям, рассказывайте им о пользе кооперативной работы для мозга. 

Давайте четкие инструкции и держите на себе фокус внимания класса 

Это важно не только в Кооперативном обучении, но и во фронтальной работе. Если учитель не удерживает внимание класса, дает нечеткие, путающие инструкции, это приводит к тому, что знания хуже усваиваются.

Например, если педагог объясняет задание, когда кто-то из учеников отвлекается и смотрит в окно, можно быть уверенным, что этот ребенок потом спросит: «А что надо делать?» Логика — «сам виноват, не слушал» — не работает, ведь человеку свойственно переключаться. Учителю нужно каждый раз, когда внимание слушателей рассеивается, возвращать фокус на себя.

Плюсы и минусы групповой работы: комментарии педагогов

После того, как я обучила педагогический коллектив, я возвращаюсь к учителям через время и спрашиваю, что изменилось. Вот, что отмечается среди плюсов, привожу цитаты:

  • «более глубокое усвоение знаний»;
  • «меньше шансов у детей отсидеться»;
  • «слабые и непопулярные ученики начинают говорить»;
  • «исчезают группировки, класс становится дружнее»;
  • «дети прокачивают мягкие навыки»;
  • «дети не чувствуют, что у учителя есть любимчики»;
  • «учитель перестает быть говорящей головой»;
  • «через какое-то время по-другому уже не можешь вести урок, становится как-то тесно»;

Из минусов называют следующее:

  • «поначалу много времени уходит на оттачивание каждой инструкции, но потом переходит в автоматизм и уже достаешь приемы, как фокусник из рукава в любой момент»;
  • «все учительские косяки становятся видны»;
  • «приходится отдельно объяснять родителям, почему теперь так».


Источник